Правительство запрещает банкротство российских железных дорог. Такая поправка к закону необходима для того, чтобы компания соответствовала стандартам государственной организации с точки зрения международных банковских правил. Российские железные дороги. По мнению экспертов, новые меры облегчат банкам взаимодействие с монополиями. Это необходимо в условиях сегодняшней геополитической напряженности, с учетом крупных инвестиционных программ, для увеличения заимствований и замещения части валюты в долговом портфеле рублями в долговом портфеле.
Развитие в полноэкранном режиме.
Фото: Виктор Чумачев, Коммерсантъ.
Правительство намерено внести изменения в закон «Об управлении и распоряжении имуществом железнодорожного транспорта». С планом можно ознакомиться в Положении. Опубликовано на gov.ru.
В законе есть отдельная статья, в которой говорится, что освобождение или реорганизация российских железных дорог возможна только в рамках отдельного федерального законодательства, а Кодекс о банкротстве на компании не распространяется.
Согласно пояснениям, это необходимо для того, чтобы РЖД полностью соответствовали критериям организации государственного сектора (ОГС) по Базелю III. Предполагается, что в случае финансовых проблем им будет помогать государство. Чем ниже факторы риска, тем менее предсказуемы кредиты, которые банки должны предоставлять таким предприятиям. Чтобы соответствовать критериям, компаниям необходим особый правовой статус, например, государственное учреждение, стратегическое значение или создание специального процесса банкротства.
100% акций ОАО «РЖД» принадлежат и, по закону, могут принадлежать только Российской Федерации. Это уже стратегическая компания. Не хватает только специального процесса банкротства. В настоящее время коэффициент риска по облигациям ОАО «РЖД» составляет 65 %, что соответствует 20 %. Это снимает банковские ограничения на финансирование инвестиционной программы ОАО «РЖД». По описанию, ОАО «РЖД» является одним из крупнейших заемщиков на российском рынке, объем облигаций в обращении превышает 1,1 трлн рублей.
СМИ сообщают о дефолте РЖД по евробондам
ОАО «РЖД» отказалось от версии еврооблигаций, сообщает Bloomberg со ссылкой на Комитет по кредитам и деривативам Международного биржевого союза и Союза деривативов. Российские железные дороги», — говорится в заголовке.
По данным агентства, речь идет о еврооблигациях на 250 миллионов швейцарских франков, что эквивалентно примерно 22 миллиардам рублей. Облигации были выпущены в 2020 году, и у компании было время до 14 марта, чтобы выплатить по ним 10-дневную отсрочку. Как сообщается, РЖД пыталась произвести выплаты, но не смогла связаться с держателями из-за «юридических и нормативных обязательств в рамках банковской корреспондентской сети». Эту ситуацию анализирует Станислав Машагон, управляющий директор Российской инвестиционной компании «Инфраструктура».
Станислав Машагон, управляющий директор Инфраструктуры российских инвестиционных компаний: «Это долгосрочная игра Минфина, который объявляет о приостановке платежей в части ареста золотых активов и ареста торговых пакетов акций, то есть компаний, которые не платят по своим долгам. Российская Федерация — оптовая торговля, замещение наших долгов невыполненными обязательствами в отношении ареста золотовалютных резервов — это очень долгосрочная стратегия. Я думаю, здесь есть куда развиваться. Я думаю, что это нужно объяснить инвесторам и другим государствам как компромисс, который кажется российскому правительству возможным. Необходимо подчеркнуть, что компании могут оплатить свои долги и готовы это сделать. Многим предлагается сделать это в рублях — людям, которые не могут полностью отказаться от своих обязательств. Однако государственные предприятия или предприятия с государственным участием, такие как РЖД, вполне могут отказаться от выполнения своих обязательств и не пытаться их выполнить. Иностранные кредиты».
Как отмечает Белл, вердикт Комитета по кредитным соглашениям Международного торгового альянса и деривативам о банкротстве РЖД по другой версии облигаций — первое решение с момента начала западных санкций на Западе. Дело в том, что кредитный механизм дефолта (разновидность страховки от банкротства) позволил произвести выплаты, но западные инвесторы пока не знают, сколько именно нужно заплатить. Сегодня «Алроса» заявила, что не может выплатить купоны по еврооблигациям. Компания характеризует выполнение своих обязательств как «технически невозможное», ссылаясь на ограничения, введенные США и Великобританией. Если санкции в их нынешнем виде действительно препятствуют урегулированию, то не в интересах ли Запада решить этот вопрос? Комментирует Сергей Суверов, инвестиционный стратег УК «Арикапитал»:
Сергей Суверов, инвестиционный стратег УК «Арикапитал»: «В конце концов, западные санкции касаются не только российских компаний, но и собственных инвестиционных фондов. Поэтому в интересах инвестиционных фондов, чтобы российские компании погасили свои обязательства по еврооблигациям. Я надеюсь, что решение будет найдено, но, конечно, санкции еще долго не позволят российским компаниям занимать деньги у Международного энергетического фонда, так как западный рынок капитала уже давно закрыт для новой версии еврооблигаций. Я думаю, что основная цель санкций — это все-таки сократить российские компании с их новой позиции, а для старых — заработать на российских компаниях для их западных кредиторов».
В выходные Министерство финансов России прокомментировало перспективы банкротства. Глава ведомства Антон Силуанов заявил «Известиям», что Запад пытается создать «искусственное банкротство» — Москва готова платить, но необходимое для выплат законодательство заблокировано. По словам министра, правительство принимает все необходимые меры для того, чтобы инвесторы получили свои выплаты. Силуанов добавил, что Россия готова отстаивать права в суде на основании платежей, подтверждающих ее желание платить по долгам как в валюте, так и в рублях.
Дефолт РЖД допущен технический, но осадок – неприятный
Международный биржевой альянс и Комитет по деривативам заявили, что у РЖД есть технический недобор платежей по версии еврооблигаций. Какие последствия это имеет? Означает ли это, что входные компании находятся на грани банкротства?
В сообщении фонда отмечается, что кредитное событие произошло после истечения срока действия купона 14 марта 2022 года и не дошло до инвесторов до окончания 10-дневного льготного периода. Технически это можно назвать техническим недостатком выплат. Однако все не так просто.
Во-первых, прибыли от этой эксплуатации достаточно для погашения долга, источником которого является RZD Capital Plc, созданная для выпуска «РЖД Евроборьбы» (дублинская BNY Mellon Corporate Truce Services).
Во-вторых, портфельная компания сразу же перевела средства. В частности, 23 марта 2022 года ОАО «РЖД» перевело 23 483 724,20 фунтов стерлингов в Англии на счет, связанный с Deutsche Bank AG (Paying Institution) в его лондонском отделении (Paying Institution), (ISIN XS09017917777917779177779177917779). 79177791777917779177791777917779177791777917779177791777917779177791777917779177791777777 ) истекает 25 марта 2022 года. Однако 25 марта 2022 года, после получения соответствующих средств, Платежное учреждение сообщило нам, что не может осуществлять платежи по облигации. После уведомления БД мы обратились в OFSI с просьбой выдать лицензию, но не получили ответа до даты настоящего объявления. 30 марта 2022 года BNYM (управляющий) уведомил РЖД о замораживании счета РЖД, в результате чего средства не могут быть переведены на ISIN CH0522690715», — говорится в заявлении РЖД для инвесторов.
Издатель был проинформирован о том, что платежи в швейцарских франках и других монетах могут быть задержаны или приостановлены на неизвестный период времени соответствующим платежным органом или банком-корреспондентом в соответствии с внутренними процедурами. В связи с этим оформление может занять дополнительное время, и инвесторам следует проявить терпение.
Иными словами, в результате ОАО «РЖД» будет оплачено, но средства не дойдут до правообладателя. Более того, из-за ограничений, наложенных на компанию, счет «РЖД Капитала» был осуществлен платежным агентом — лондонским подразделением Bank of New York.
Стоит отметить, что возникли проблемы и с выплатами по государственным ценным бумагам. Напомним, что Министерство финансов РФ заявило об исполнении обязательств по еврооблигациям на сумму 649,2 млн долларов США. Однако выплаты держателям еврооблигаций № 12840060В «Россия-2022» и № 12840061В «Россия-2042» были произведены в рублях. Причиной тому стали штрафные санкции, наложенные Министерством финансов РФ за невозможность оплатить свои долги в иностранной валюте с помощью золотовалютных акций. Однако во многих случаях Россия выплачивала внешний долг в долларах, так как средства выводились из Центрального банка Российской Федерации в США.
Платежи осуществлялись на основании отдельных разрешений, выданных властями платежным агентам Казначейства США J. P. Morgan и Citibank или Bank of New York Mellon. Однако 4 апреля США запретили России осуществлять денежные выплаты из резервов.
Для проведения платежа Минфин России использовал Национальный расчетный репозитарий (НРД), где средства были переведены в рубли по курсу ЦБ РФ на 4 апреля. В принципе, Минфин России показал, как можно решить эту проблему. Дело в том, что нет договоренности между российскими и европейскими варрантами (Euroclear, Clearstream). Последние блокируют российские счета. Также ClearStream и Euroclear не комментируют, насколько это правило применимо.
Помимо ОАО «РЖД», были и другие российские издательства, чьи издания оказались не только в неприятном состоянии, но и не оплачены. Например, ПАО «Газпром» (gaz-22), ммк «норильский никель» (gmkn-25), пжс «нлмк» (nlmk-24) и мк «еврохим» (euch-24) отчитались перед финансовыми аналитиками. В список вошли многие банки как минимум 14 промышленных и судоходных компаний. Они проводят платежи в Западный клиринговый центр, но на счета Euroclear и Clearstream Block NSD.
Правда, РЖД несколько выделялись, поскольку у портфельных компаний была своя клиринговая цепочка, закрытая для RZD Capital PLC. Но теперь эта цепочка разорвана.
Как правило, эта проблема не экономическая, а бюджетная. Поэтому, считает Александр Синев, председатель правления Института развития транспорта, нужно искать решения в этой области.
Некоторые эксперты говорят, что теоретически пострадавшим компаниям следовало бы запретить отправлять деньги в Европу. Тогда российские инвесторы были бы довольны. Но это не касается иностранных правообладателей.
Возможно, именно поэтому крупные российские издатели стараются соблюдать купонные скидки, чтобы избежать технических недочетов в платежах, считает аналитик ФГ «Финам» Алексей Ковалев.
В результате многим аналитикам сложно отказаться от поиска приемлемых финансовых инструментов. Мы надеемся, что эта проблема будет решена в рамках механизмов, действующих на глобальном рынке. В противном случае возникает вопрос о доверии к международным финансовым институтам. Ранее это оставалось за рамками актуальных политических вопросов.
В случае с РЖД ситуация выглядит еще более критической. Портфельные компании выходят на международный рынок с намерением потратить привлеченные средства на «зеленые» проекты. А ради заботы об окружающей среде железнодорожники даже готовы были сократить перевозки углерода. Получается, что зеленые инвестиции тоже ратифицированы, говорит Юрий Искандеров, генеральный директор ООО «Инновационный центр транспортных исследований».
Если все пойдет по негативному сценарию, то компании должны будут следовать той же системе, которую предлагает Министерство финансов России. К чему это приведет? В условиях выпуска еврооблигаций для этих целей определены разные валюты. В результате замена их на рубли по-прежнему признается техническим недостатком платежей. По совпадению, такая судьба российского госдолга может наступить с 4 мая 2022 года, соответственно, рейтинг страны будет понижен до RD (ограниченный дефолт). В этой связи удача ОАО «РЖД» представляется как минимум более удачной, чем у «РЖД» других игроков. Кроме того, холдинговая компания ранее получила статус организации государственного сектора по международным банковским правилам Basil III. И это третья причина, по которой платежи, связанные с неплатежами инвесторов, должны быть признаны локальными событиями.
Конечно, эта мера была введена под несколько иными предлогами. Государство хотело позволить банку создать меньше резервов для финансирования своих железнодорожных холдингов. С одной стороны, правительство защищало АСКО «РЖД», с другой — новый режим давал дополнительные основания для санкций против компании.
Однако эксперты считают, что все эти события не окажут существенного влияния на отечественные перевозки. Однако привлечение АСКО «РЖД» иностранных инвестиций в будущем будет снижено. Эксплуатация должна все больше ориентироваться на поддержку государств. В качестве альтернативы он выступает за увеличение счетов-фактур. Однако участники рынка считают, что в большинстве случаев он найдет компромиссный вариант.
Тем не менее выпуск еврооблигаций, как бы он ни выглядел, влияет на финансовую репутацию ОАО «РЖД». Возможны и другие последствия. Не исключено, что международная деятельность железнодорожной компании пойдет на спад.
Первые ласточки на этот счет уже появились. В частности, речь идет о приостановке сотрудничества с Финскими железными дорогами. Объявлено о закрытии представительства Литовской железной дороги в России и Белоруссии. По мнению Эгидиюса Лазаускаса, генерального директора Lietuvos Geleiai, возможность искать дальнейшее сотрудничество и новых деловых партнеров в сложившейся ситуации исчезла.
Правда, процесс освобождения представительства займет около шести месяцев. Однако сам процесс сопряжен с опасностью того, что будущие проекты развития железнодорожного транспорта будут отменены странами ЕС.
В этом случае возникает дополнительный риск для прохождения грузов по российским железным дорогам. Впрочем, эксперты не берутся комментировать, как будут развиваться события в дальнейшем.
Если вы заметили ошибку, выделите нужный текст и нажмите ctrl+, чтобы сообщить автору.
Фактчекинг: РЖД скоро прекратит существование?
В интернете появилась информация о том, что компания «Российские железные дороги» вскоре может прекратить свое существование. О том, относится ли это к общей работе экономического факультета НИУ и АНО «Диалоговое пространство» по управлению достоверностью информации, мы размышляем на примере мероприятия Noodle Media.
Пользователи социальных сетей рассуждают о том, что российские железные дороги скоро могут стать таковыми из-за убыточности пассажирских перевозок. Подобные комментарии появились под сообщением о том, что ВТБ приобрел свою первую грузовую компанию, оценив ее в более чем 200 миллиардов долларов США с учетом долга.
Судя по данным, финансовое положение эксплуатации стабильно, несмотря на санкции. По данным ОАО «РЖД» по МСФО, чистая прибыль в 2023 году выросла на 51% и составила 170,1 млрд рублей. Согласно МФРСС, интегрированная финансовая отчетность портфеля «РЖД» учитывает результаты ОАО «РЖД» и 94 дочерних компаний. В сообщении РЖД говорится, что «в 2023 году операционная прибыль и чистая прибыль компаний ОАО „РЖД“ составили 402,5 млрд рублей (+43% к 2022 году) и 170,1 млрд рублей (+51% к 2022 году) соответственно».
Доходы от эксплуатации растут. За 2023 год они увеличились на 16 % до 3, 018 триллиона рублей. В частности, доходы от грузовых перевозок и доступа к инфраструктуре от пассажирских перевозок увеличились на 16,6% до 2, 243 триллиона рублей — на 23,3% до 356,1 миллиарда рублей. Доходы увеличились в результате восстановления пассажирооборота и корректировки счетов на регулируемые участки, которые выросли на 8,1% с 1 января 2023 года и на 10,75% с 1 декабря 2023 года.
Расходы российских железных дорог росли более низкими темпами, чем доходы. Общий рубль составил 2, 615 трлн (+12. 7%).
Как отметили в ОАО «РЖД», кредитная нагрузка остается «на комфортном уровне и в соответствии с контрольными показателями». Так, отношение чистого долга к EBITDA ОАО «РЖД» в 2023 году составит 2,4 раза. ОАО «РЖД» отмечает, что привлекает средства для реализации масштабной инвестиционной программы.
Что касается пассажиропотока, то в 2023 году он увеличился на 5,4% в год (до 1,2 млрд): междугородные перевозки — на 12,7% (до 122 млн), пригородные — на 4,6% (до 1, 074 млрд), сообщает пресс-служба РЖД.
В этом году пассажиропоток снова растет. Так, в августе 2024 года с российских железных дорог и вокзалов отправилось 114,9 млн пассажиров. Это на 7,1% больше, чем в прошлом году, и включает пассажиров в пригородном сообщении (+8,1%) и 14,5 млн пассажиров в междугородном сообщении (+0,8%). Всего за восемь месяцев 2024 года было перевезено 844,4 млн пассажиров (+7,7% к аналогичному периоду 2023 года).
Правительство не объявляло о планах по реформированию или разделению ОАО «РЖД». В начале этого года с президентом России Владимиром Путиным глава РЖД Олег Белозеров обсудил планы по созданию новых вагонов пассажирского класса. Он будет отличаться от предыдущего, ширина которого составляла 30 см. Это означает, что полки будут длиннее на 2 метра, а не на 1,83 метра. Традиционная проблема — шагающие вагоны. Коридор вагона стал шире на 5 дюймов. Появляется дополнительное личное пространство. В результате мы сделали эти дополнительные улучшения и начали ремонт пассажирских вагонов», — рассказал Олег Белозеров.
Недавно РЖД также представили модель поезда, который курсирует между Москвой и Санкт-Петербургом. Отметим, что в создании материала для высокоскоростного железнодорожного движения участвуют более 100 российских компаний.
Что касается отсутствия рентабельности для пассажиров, то это мнение ошибочно. Российские железные дороги действительно получают средства из федерального бюджета на реализацию некоторых программ, в том числе социальной поддержки населения, чтобы ограничить рост тарифов на проезд в пригородном сообщении.
При этом субсидируется не только пассажирская часть, но и часть грузовых перевозок. В частности, выделяются средства на поддержку перемещения некоторых видов грузов, например, сельскохозяйственной продукции. В 2024 году было принято решение о субсидировании железнодорожных перевозок лосося и сардины «Ивасси», производимых на Дальнем Востоке.
При этом практика субсидирования железнодорожных перевозок широко распространена во всем мире, отметил в кулуарах Сената генеральный директор агентства «Казинформ» в АО «Жанибек» Тайжанов.
Тем временем в контексте проекта «Контроль событий» появились сообщения о том, что сеть российских железных дорог встала из-за нехватки техники. Татьяна Кулакова, директор Центра экономики Высшей школы экономики транспорта Национального исследовательского университета, заявила, что проблема будет решена. По ее словам, с 2025 по 2035 год РЖД будет закупать около 850 локомотивов ежегодно». Источники финансирования определены. При производстве новых машин в основном заменяются импортные комплектующие. Новые модели машин производятся по российским технологиям. Правительство поддерживает железнодорожную отрасль и железнодорожное машиностроение в решении проблем, возникших из-за санкций», — подчеркнул профессор.