Контрагенты признаны банкротами по решению суда. Введена процедура наблюдения. Верно ли, что с этой даты проценты по Закону о несостоятельности больше не начисляются на основании договора займа?
Вопрос: 25 июля 2019 года контрагент был признан судом банкротом и в отношении него введено наблюдение. С этой даты проценты по банковскому договору на основании кредитного договора больше не начисляются?
ОТВЕТ: проценты накапливаются, но по другому типу:
С даты введения наблюдения до даты введения следующего производства по делу о несостоятельности учреждение должно накапливать проценты в размере базовой процентной ставки, установленной на дату введения наблюдения, т.е. проценты по приостановлению (в п. 4). В полном объеме ФКЗ от 12 июня 2013 года.
А с даты вынесения решения арбитражным судом накопление дохода в виде процентов по ссудной задолженности должника для признания должника банкротом и инициирования процедуры банкротства уже не является банкротством. Данная позиция Минфина России отражена в его письме от 25 марта 2013 года.
Материал системы Главбух по вашему запросу:
Все проценты по обязательствам должника перестают накапливаться независимо от требований кредитора.
На ранних этапах разработки рассматривались два варианта изменений. Первый заключался в том, чтобы полностью отказаться от прежней позиции и разрешить кредиторам, предъявившим требования в период наблюдения, требовать дополнительные проценты по своим требованиям в начале процесса несостоятельности. Этот вариант, как представляется, был принят авторами, но не был поддержан большинством членов Рабочей группы по несостоятельности. Поэтому за основу был принят второй вариант, который теперь гарантируется резолюцией № 88. 88. Рассмотрим его более подробно.
Учитывая, что в большинстве случаев процесс наблюдения носит по сути формальный характер и завершается переходом к процедуре несостоятельности, было решено по аналогии применить такой же подход и к другим процедурам несостоятельности. Таким образом, проценты, предусмотренные условиями обязательства, перестают накапливаться независимо от того, заявил ли кредитор о своем требовании или нет. Таким образом, разница для кредитора эквивалентна разнице между банком, выплачивающим 50 %, и банком, являющимся малым или средним предпринимателем, выплачивающим ставку рефинансирования (8,25 % годовых).
Традиционная процентная ставка заменяется так называемой «приостановленной ставкой» по ставке рефинансирования. Кроме того, следует предположить, что приостановленные проценты начисляются не только по тем требованиям, по которым ранее начислялись обычные проценты, но и по тем, по которым они не начислялись. В конце концов, именно так происходит во всех других процедурах несостоятельности. Однако возможна и другая точка зрения, поскольку в тексте разъяснения буквально говорится, что проценты должны начисляться «вместо», а не «вместо» традиционных процентов. Мы надеемся, что практика и в дальнейшем будет придерживаться иного варианта, помня и сохраняя смысл разъяснения, а именно обеспечение равенства кредиторов.
Выдержка: «В ходе процедуры наблюдения проценты и неустойки не учитываются в требованиях кредиторов, родившихся до открытия производства по делу о несостоятельности (тех, которые были заявлены в ходе процедуры наблюдения, и тех, которые не были заявлены в ходе нее)». Раздел 81(1), третий подпункт раздела 95(2) и третий подпункт раздела 126(1) Закона о несостоятельности. Эта сумма подлежит выплате в соответствии с условиями обязательства. Вместо этого проценты с даты вступления в силу пункта 2 статьи 81, подпункта 2 пункта 2 статьи 95 и подпункта 2 пункта 1 статьи 126 Закона о несостоятельности выплачиваются пропорционально пункту 2 статьи 81. (2). «до даты открытия следующего производства по делу о несостоятельности по ставке рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату открытия наблюдения» (Решение № 88, пункт 4).
Далее в разъяснении говорится, что эти приостановленные на период наблюдения проценты не включаются в реестр требований кредиторов и не учитываются при определении количества голосов кредиторов на собрании кредиторов. Эксперты могут не до конца понимать фразу «проценты, не включенные в реестр», но они должны быть погашены одновременно с требованием о включении в реестр. Понимание заключается в следующем. проценты накапливаются ежедневно, и, внося исправления в реестр (а для тех, кто этого не делает, — для тех, кто ждет бездействия), нет смысла в том, чтобы грех банкротства начинался ежедневно. Поскольку требования каждого кредитора пропорционально увеличиваются, ни одно из них не может предшествовать тому, что на него накладываются проценты. По случайному совпадению, это решающий аргумент в пользу начисления процентов на все требования, а не только на те, которые были рассчитаны ранее договорных процентов (см. выше).
Банкрот, инициирующий расчет с кредиторами, должен сначала погасить все долги перед приоритетными кредиторами, которые включаются в реестр, а затем приступить к пропорциональному погашению ими процентов. До этого в большинстве случаев денег на выплату основных долгов не хватает, поэтому рассчитывать их не имеет смысла. Расчет процентов не должен быть сложным, так как известна сумма (см. Реестр) и дата, на которую начисляются проценты во всех случаях — введение процедуры наблюдения. Исключения составляют только те случаи, когда требования появляются позже (хотя, благодаря этим требованиям, вопрос начисления процентов может быть несущественным). Расчет процентов несколько сложнее, за исключением случаев, когда обязательство по реестру выплачивается несколькими частями. Очевидно, что извлечь выгоду из частичного начисления процентов не представляется возможным.