11 апреля 2022 г.
Минимизировать
Историческая справка

Район Беговой на данный момент - один из самых действующих частей столицы. Тверская дорога (сейчас 1-я Тверская-Ямская ул.) в 14-15 веках была одной из самых оживленных: по ней проходило огромное количество обозов с товарами. В связи с этим в середине 15 века Иван Грозный устроил на прежних владениях Новинского монастыря Тверскую-Ямскую слободу - под хозяйственные угодья ямщиков.

Населенная часть в виде нескольких домиков с деревянной церковью в 17 веке находилась между Земляным валом и Тверской заставой. Спустя сто лет она имела уже несколько параллельных улиц, все остальное занимали поля и луга. В конце 18 века пожар уничтожил всю слободу, но вскоре за счет государства она была отстроена заново. Деревянные дома были заменены каменными. 

В 19 веке велось строительство Санкт-Петербургского шоссе. Бревенчатый настил заменили булыжной мостовой, а в 1834 году после императорского указа "О приведении в лучший вид пространства между Тверским в Москву въездом и парком Петровского дворца" участок дороги до дворца расширили. Были проложены грунтовые дороги, отделенные от шоссе аллеями из молодых деревьев. По обе стороны от дороги протянулись в ряд загородные дома московской знати.

Первым приобрел участок близ Петровского парка генерал и сенатор А. А. Башилов. Дворянские усадьбы протянулись вдоль границы с Петровским парком, образовав улицу Башиловку (теперь Марины Расковой) и по Бутырскому проезду (теперь улица Нижняя Масловка). 
В середине 19 века в районе появляются первые промышленные предприятия: табачная фабрика "Габай" (теперь "Ява") и фабрика "А. Сиу" (кондитерская фабрика "Большевик").

Крепостное право и право на продажу земли, которую раньше можно было сдавать только в аренду, привели к печальным последствиям для общества ямщиков. В течение нескольких лет она была распродана разным владельцам. Но в этом была и хорошая сторона: быстрыми темпами началось развитие территории Камер-Коллежского вала, где появляются 1-я, 2-я, 3-я (позже улица Правды), 4-я, 5-я улицы Ямского поля, а с другой стороны Петроградского шоссе - улицы Верхняя и Скаковая. Появляется ресторан "Яр". Его название связано с именами Башилова и француза Яра. Генерал Башилов свой загородный дом сдал в аренду под ресторацию в 1936 году французу. Любители хорошо поесть приходили к Яру регулярно. Но все же его учреждение оставалось заурядным до тех пор, пока туда не пригласили цыганский хор Ильи Соколова. Он и увеселял публику.

Государственный музыкально-драматический театр "Ромэн" достойно продолжает традиции музыкального искусства вольнолюбивого и талантливого народа. Петровский парк собирал по выходным дням тысячи посетителей. Это обстоятельство потребовало решения транспортной проблемы. В конце 19 века под аркой Триумфальных ворот прошла линия московской конки, а в 1899 году - линия первого электрического трамвая от Пушкинской площади к северной стороне парка. 
Среди новых предприятий, возникших в конце 19 века, особое место занимает завод "Дукс", основанный немцем Юлием Александровичем Меллером, прежде имевшем небольшую слесарную мастерскую на Садово-Триумфальной улице. Увлеченность техническими видами спорта сочеталась у Ю. А. Меллера с тонким пониманием конъюнктуры. В 1893 году после чемпионата мира по велоспорту в Чикаго он загорелся идеей распространения велосипеда в России и организовал новое предприятие на Ямском поле. 
В 1909 году на заводе был собран первый в Москве аэроплан. Его сборкой руководил инженер М. П. Евграфов, а испытателем был знаменитый летчик С. И. Уточкин. С 1910 года на заводе начинается производство серийного самолета типа "Фарман". Добившись заказа от правительства, "Дукс" становится главным производителем в новой для Росси отрасли, не оставляя и прежние направления. В 1917 году предприятие стало первым Государственным авиационным заводом. Новые цеха строились на Ходынском поле, рядом с аэродромом. В 1931 году, после выделения самостоятельных заводов самолетостроения, приборостроения и радиотехники, завод на Ямском поле приобрел новую специализацию - производство вооружений.

В 1924 году Петроградское шоссе было переименовано в Ленинградское. В северной части Ямского поля, которое, по существу, было окраиной Москвы, развернулось строительство типографско-издательского гиганта, который в то время не имел равных себе в Европе. Издательство "Правда", главное в стране, обеспечивало выпуск разовых тиражей газет до 40 млн.экземпляров, журналов - более 1000 млн. экземпляров и книг - до 130 млн. экземпляров. По существу, это город издателей и печатников, который здесь же имеет собственный Дворец культуры, спортивно-оздоровительный комплекс, детский сад. По его имени получила название улица Правды, бывшая 3-я ул. Ямского поля. Теперь это издательство "Пресса". Здесь же, на 5-й Ямской улице, обосновалась в 1979 году Всероссийская государственная телерадиовещательная компания, а рядом находится Училище циркового и эстрадного искусства - из него вышли выдающиеся артисты, имена которых известны всей стране.

Местность за тверской заставой давно перестала быть московской окраиной. Теперь это - один из самых оживленных районов столицы. Старая Башиловка, теперь улица Марины Расковой, многие годы служившая границей Ямского поля, потеряла прежнее значение и стала одной из проезжих улиц. Широкая магистраль 3-го кольца московских автодорог, пересекая Ленинградское шоссе, прошла по улице Новая Башиловка и бывшей территории Петровского парка с его прудом. Территория бывшего Ямского поля теперь вошла в район "Беговой".