Директива (далее — Директива № 8), утвержденная постановлением Министерства экономики от 10. 05. 2023 № 8 «Об определении признаков сдерживания банкротства, преднамеренного банкротства и расчетов с кредиторами, которая вступит в силу с 01. 10. 2023 вместе с законом о банкротстве». Рассмотрим, чем отличается Директива № 8 от соответствующей Директивы, утвержденной постановлением Министерства экономики от 12 декабря 2012 г. (далее — Директива № 107).
Как и прежде, к таким источникам относятся документы, устанавливающие наличие признаков банкротства, преднамеренного банкротства или препятствования расчетам с кредиторами (ст. 2 Директивы N 8).
107, Директива № 8, в отличие от Директивы №:
(1) Среди прочих источников указаны следующие.
— План оздоровления, план ликвидации должника,
— заключения об оценке активов должника,
— положения об учетной политике должника, а не о порядке утверждения (пункт 5 Директивы № 107, пункт 5),
— о размере обязательств должника по обязательным платежам,
— размере вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, выплате выходных пособий, выплате заработной платы работникам, выплате вознаграждения по договору ИС, оплате гражданско-правовых норм, заключенных с физическим лицом с физическим лицом, оплате оказанных услуг, оказанных услуг ИС на дату подачи заявления о финансовой несостоятельности (банкротстве) создании (абзацы 11 и 12 пункта 5 Директивы № 107).
При этом указанная информация включает в себя список кредиторов. Кроме того, перечень информационных документов — источников информации остается открытым (Директива № 8, пункт 1, подпункт 6, пункт 2). Иными словами, антикризисный управляющий может проанализировать необходимые документы.
2. признаки сокрытия неплатежеспособности
Параграф 8 Директивы № 8 определяет признаки банкротства, в том числе следующие
— Непредставление заявления о банкротстве должника в финансовый суд, если такая обязанность существует,
— представление должником — работником, юридическим лицом собственника имущества (учредителя, участника) (имеющего право давать обязательные для исполнения указания юридическому лицу или определять его поведение). Документация, связанная с недостоверными сведениями и (или) возможностью исполнения обязательств должника в полном объеме.
Наличие или отсутствие этих признаков выявляется путем признания.
— Наличие и дата признаков оснований для обращения должника с принудительным заявлением, в соответствии со статьями 8, 213 и 220(2)
— факт или факты сокрытия или искажения должником информации об активах или обязательствах и представления недостоверных сведений о его способности в полном объеме исполнить свои обязательства — путем регистрации сведений, не отвечающих действительности, путем реального уничтожения документов и иными способами, путем направления обращений и отчетов (п. 9 Директивы № .
3. вмешательство в расчеты кредиторов и признаки
Вместо определения «вмешательство в ущерб кредитора» (п. 6 Директивы No. 8 введено определение «кредиторы с кредиторами». Директива № 4 8 ввела определение «кредитор с кредиторами».
В этом пункте определение нарушения и преднамеренного банкротства помещено в разные главы (в Директиве № 107 преднамеренное банкротство и препятствование были общими).
К признакам воспрепятствования расчетам с кредиторами относятся сокрытие, продажа, порча или уничтожение имущества или документов заемщика или должника либо имущества или документов должника, совершенные его физическими лицами или работниками, собственниками имущества, учредителями (участниками) или руководителями (имеющими право давать юридическому лицу обязательные для исполнения указания или иным образом его иному лицу, обладающему способностью определять его поведение) (ст. 14 Директивы № 8).
Директива № 8 не содержит правил о порядке определения наличия (отсутствия) ошибочной экономической несостоятельности (банкротства), содержащихся в Директиве № 107. 107.
Остается неизменной — не менее двух лет. Точка отсчета — до даты открытия производства по делу о банкротстве или несостоятельности или до даты завершения процесса несостоятельности, если введен период защиты (ч. 1, п. 3 Директивы № 8). 107 в соответствии с Директивой № — до даты установления наличия (отсутствия) нарушения.
Если новый управляющий обнаружит признаки, указывающие на то, что предыдущий управляющий препятствовал расчетам с кредиторами, то срок расследования составляет весь период выполнения управляющим своих обязанностей в период банкротства или несостоятельности должника (ч. 2 п. 3 Директивы № 8).
Перечень случаев, когда новый управляющий устанавливает наличие (отсутствие) нарушений:
— При банкротстве или неплатежеспособности материалы в справке, составленной предыдущим синдикатом, в зависимости от разногласий между союзом и лицом, участвующим в деле о банкротстве или неплатежеспособности,
— Признаки, блокирующие действия кредиторов в действиях предыдущего союза или иных лиц, имеющих право принимать решения в отношении должника от имени союза (ч. 2, Директива 8, п. 4).
По результатам решения о признаках нарушения антикризисный управляющий составляет справку (Директива № 107 — в соответствии с экспертным заключением).
ПРИМЕЧАНИЕ В случае полного отсутствия источника информации антикризисный управляющий делает в сертификате вывод о невозможности установить (отсутствие) нарушения (часть 2, пункт 5 Директивы № 8).
Директива № 8 вступает в силу с 01. 10. 2023 года.