В начале 19 века инвестор Томас Джоплинг впервые использовал термин «центральный банк» в одной из публикаций. Там он критиковал монополию Банка Англии и называл его центральным офисом кредитного учреждения с множеством филиалов.
На протяжении 19 века термин «центральный» относился к банкам в крупных городах с филиалами за их пределами. Термин «центральный банк» означал, что он принадлежал крупному городскому центру. Затем этот термин стал использоваться для обозначения крупнейших банковских учреждений штата, региона, провинции или страны.
Примерами могут служить Центральный банк Ливерпуля, Банк Шотландии и Центральный банк Канады. В 1873 году в Санкт-Петербурге, столице Российской империи, был создан центральный банк для кредитования российской недвижимости.
Как правило, центральный банк города приобретал исключительное право на выпуск банкнот и становился эксклюзивным эмиссионным органом для той части рынка, которая распространялась на прилегающую территорию. Например, Банк Англии имел банкноты в Лондоне и окрестностях. Другими словами, центральный банк имел все функции обычного банковского учреждения, плюс дополнительные полномочия по выпуску валюты.
Главные и сопутствующие задачи Центробанка
Соответствующие обязанности центрального банка включали
- Обеспечение стабильности цен.
- Добиться сбалансированного роста экономики.
- Поддерживать стабильность обменного курса.
- Обеспечить финансовую стабильность страны.
Основные стратегические цели центрального банка определены в Конституции и законе. Они должны быть известны общественности. Во многих случаях основные стратегические цели бизнеса редко изменяются и остаются неизменными на протяжении десятилетий.
Основной функционал центрального банка
Основными функциями центрального банка являются
- Эмиссия денег и
- проводить национальную денежно-кредитную политику — управлять кредитной и денежной массой, влиять на обменный курс национальной валюты, на
- распоряжение золотовалютными резервами страны; и
- Предоставление денег в долг конечным кредиторам.
- Обеспечение функционирования системы платежей и расчетов
- в сотрудничестве с Международным валютным фондом.
- Банковское дело для правительства — выпуск государственных облигаций, овердрафты, ведение депозитных счетов и организация государственных платежей.
Обычно национальный центральный банк является отдельным учреждением. Это юридическое лицо с особым правовым статусом, установленным законом.
Независимость центрального банка от исполнительной власти, то есть возможность проводить независимую кредитно-денежную политику, считается существенной. Существуют различные виды этой независимости. Одним из них является наличие независимых целей, которые не совпадают с задачами фискального органа.
Другая форма свободы заключается в том, что центральный банк может добиваться своих целей, используя собственные инструменты.
Также проводится различие между политическими и экономическими аспектами независимости центрального государственного банка. В политическом смысле выбор руководства центрального банка и решения по кредитно-денежной политике не должны определяться правительством. Экономическая независимость означает отсутствие ограничений на инструменты, доступные для реализации принятых решений.
Следующие факторы могут повлиять на независимость центрального банка
- доля государства в капитале и его участие в распределении прибыли;.
- порядок назначения руководства банка;.
- юридическая определенность его целей, задач и функций;.
- право правительства вмешиваться в денежно-кредитную политику; и
- Правила, регулирующие предоставление средств государству; и
- сложившаяся система взаимоотношений между государством и центральным банком.
Главный финансовый институт страны может называться по-разному. Наиболее распространенное название — «Центральный банк» или «Центробанк». Вместо слова «центральный» могут быть использованы слова «национальный» или «резервный».
Не имеет смысла создавать центральный банк в мини-государстве. Ограничения кредитно-денежной политики в этих странах связаны с отсутствием экспорта, фондовых бирж, других коммерческих банковских учреждений и полного суверенитета. Поэтому эффективность таких центральных банков сомнительна по сравнению с открытой экономической моделью, традиционно используемой мини-государствами.
В этом случае оптимальными являются следующие варианты режимов денежно-кредитной и монетарной политики
- Денежный совет, называемый центральным банком, а не денежным органом.
- Официальное использование иностранной валюты для внутренних платежей и расчетов.
- Вступление в существующий валютный союз без собственной валюты и использование собственной валюты.
Функции центрального банка в небольшой открытой экономической организации, такие как эмиссия валюты, могут быть переданы Казначейству, как в Джерси, Гернси и Мэне, как в Бутане до 1980-х годов, или национальному банковскому учреждению.
Центральный банк Российской Федерации (Банк России)
Это основное банковское учреждение верхнего уровня, независимый центральный орган в рамках публичного права, который регулирует эмиссионную, денежную и кредитную системы страны, сотрудничает с правительством в разработке и реализации национальной денежно-кредитной политики и имеет широкие полномочия по управлению другими банками. Структурные и монетарные вопросы.ЦБК выступает в качестве рычага финансового управления, координируя и регулируя систему кредитования. Он также инспектирует другие банки и выдает или отзывает лицензии.
А коммерческая кредитная структура уже обслуживает население и предприятия.
Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации» № 86-ФЗ, наряду с другими нормами действующего законодательства, определяет полномочия, функции, обязанности и текущий статус Центрального банка.
С юридической точки зрения ЦБ РФ является преемником Государственного банка Союза Советских Социалистических Республик. Его основными обязанностями являются обеспечение бесперебойной работы платежной системы, развитие и укрепление банковской системы и обеспечение стабильности обменного курса рубля. Банк России приобрел режим Центрального банка Российской Федерации только в 2002 году; в конце 1990 года он был зарегистрирован как юридическое лицо под ИНН 7702235133; в начале 2003 года банк приобрел ОГРН 1037700013020; в начале 2004 года банк приобрел ОГРН 1037700013020.
Каковы основные обязательства Центрального банка Российской Федерации?
- поддержание покупательной способности и стабильности рубля (без корректировки стоимости валюты)
- Развитие и укрепление национальной банковской системы
- Обеспечение постоянного функционирования и развития государственной платежной системы
- расширить внутренний фондовый рынок; и
- поддержание стабильности финансового рынка.
В законе есть важная оговорка о том, что доходы не включаются в обязательства CBC. Особый правовой статус Центрального банка России гарантирован Конституцией Российской Федерации. Часть 1 статьи 75 определяет исключительное право Центрального банка на денежную эмиссию.
Часть 2 относится к обязательству защищать и поддерживать статус национальной дороги, независимо от центрального органа власти. По мнению Конституционного суда РФ, указанные обязательства находятся в компетенции центральных органов государственной власти, поскольку требуют государственных мер, которые должны обеспечиваться центральными органами государственной власти.
Федеральный закон № 86-ФЗ определяет перечень обязанностей, функций, деятельности и статуса Центрального банка Российской Федерации. Согласно этому документу, Центральный банк характеризуется как юридическое лицо. Его имущество и накопления считаются собственностью Российской Федерации, в то время как ЦБК самостоятельно управляет своими финансами и имуществом.
В соответствии с действующими процедурами и целями, ЦБК имеет право самостоятельно владеть, пользоваться и иметь доли в золотовалютных и других активах. Если иное не определено законом, недопустимо изымать или обременять имущество центрального банка без согласия ЦБ РФ сохраняет свою экономическую независимость, поскольку покрывает свои операционные расходы из прибыли Интересы ЦБ РФ защищаются судами, включая арбитражные суды, иностранные суды и международные судебные иски Под защитой.
Если это не оговорено заранее и не определено иначе в законе, ЦБС не отвечает по обязательствам государства, а государство не отвечает по обязательствам ЦБС. Аналогичным образом, коммерческие банки не несут ответственности по обязательствам ЦБС, а ЦБС не несет ответственности по обязательствам банка, если это не оговорено заранее. В силу своего статуса ЦБК обязан ежегодно отчислять часть своих доходов в федеральный бюджет, хотя это не должно передаваться штатам.
Каждый год этот доход увеличивается. Федеральный закон № 86-ФЗ в статье 26 требует, чтобы Центральный банк ежегодно отчислял в государственный бюджет 50% своих фактических доходов, за вычетом сборов и налогов. Другая половина прибыли резервировалась и распределялась по различным фондам; в 2015 году в этот закон были внесены поправки, согласно которым Центральный банк Российской Федерации должен был отчислять 90% доходов государственного бюджета.
Можно ли обойтись в России без Центробанка?
Нужен ли России вообще центральный банк? Многие сейчас сомневаются в этом. Какой бы смелой ни была идея упразднения Центрального банка России, в пользу каждого обязательства, взятого на себя Центральным банком Российской Федерации, приводится несколько аргументов. В настоящее время Министерство финансов России отвечает за составление и наполнение федерального бюджета.
Если он возьмется за этот проект, то сможет также получить эмиссию банкнот от имени Центрального банка. Подобная практика существует и за рубежом.
Импортеры в основном заинтересованы в стабильности обменного курса рубля. Для экспортеров стабильность национального обменного курса нежелательна. Это объясняется тем, что чем ниже стоимость рубля, тем выше валютные доходы.
Поэтому импортеры, заинтересованные в продаже своих товаров и услуг на внутреннем рынке, — это те, кто должен быть заинтересован в покупательной способности рубля. Поддержание макроэкономической и фискальной стабильности больше не является важным для значительной части населения. Она беднеет день ото дня.
Нет смысла развивать и укреплять банковскую сеть путем создания бесчисленных кредитных учреждений. Для обслуживания населения и предприятий достаточно полутора десятков банков с сетью отделений.
Министерство связи или сама рыночная организация могут обеспечить улучшение и стабильность национальной платежной системы, поскольку это в их интересах.
Российский фондовый рынок, который Центральный банк России обязан развивать, не развивается, потому что 90% населения страны — бедные. У людей просто не хватает денег, чтобы инвестировать в облигации и акции. Регулирующие органы не могут решить эту проблему, поскольку первый шаг — это повышение уровня жизни.
С другой стороны, прокуратура, Следственный комитет, ФСБ или МВД могут обеспечить стабильность существующего фондового рынка. Его игроками являются бизнесмены из списка Forbes и правительственные чиновники.
Как видите, Центральный банк России объединяет функции, которые могли бы выполняться отдельно различными министерствами. Удвоение кредитно-финансовой функции таким образом и сосредоточение ее в одних «руках», вероятно, выгодно социальным классам, в интересах которых в настоящее время осуществляется управление. Центральный банк Российской Федерации является эффективным инструментом, позволяющим поддерживать единое направление, определяемое экономической политикой государства.
Пример употребления на «Секрете»
‘Центральный банк активно взаимодействует с правоохранительными органами при обнаружении подозрительной деятельности’.
(Президент России Владимир Путин о том, как государство борется с мошенниками).
Нюансы
Правовой статус, основные задачи и административная структура Центрального банка России описаны в отдельном федеральном законе. Он называется «Для Центрального банка Российской Федерации (Банка России)».
Банк России считается независимым публично-правовым институтом. Она не имеет никакого отношения к государственным органам, но обладает их полномочиями.
Банк России является юридическим лицом, обладающим имущественной и финансовой самостоятельностью. Однако его акции и имущество являются федеральной собственностью.
Банк России подотчетен Палате представителей. Депутаты могут назначать (и увольнять) Председателя Банка России и членов Совета директоров. Назначения и увольнения производятся Президентом.
Палата депутатов утверждает годовой отчет Банка России, рассматривает основные направления его работы и принимает соответствующие решения. Члены парламента также могут инициировать проверку деятельности банка ревизионной комиссией. Центральный банк совместно с правительством формулирует основные направления денежно-кредитной политики государства.