25 октября 2021 г.
Минимизировать
Читать далее
Заметки от прокуратуры 20.09.2021

1.     Савеловский межрайонный прокурор г. Москвы разъясняет

Уточнены требования к транспортированию отходов

Федеральным законом от 02.07.2021 N 356-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации.

К ним относится, в том числе наличие на транспортных средствах, контейнерах, цистернах, используемых при транспортировании отходов, специальных отличительных знаков, обозначающих определенный класс опасности отходов. Образцы таких знаков, а также порядок их нанесения на транспортные средства, контейнеры, цистерны, используемые при транспортировании отходов, устанавливаются Минтрансом России.

Установлено, что строительство, реконструкция и техническое перевооружение федеральным оператором по обращению с отходами I и II классов опасности объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов I и II классов опасности осуществляются в соответствии с утвержденной инвестиционной программой.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положения, содержащего требование о наличии на транспортных средствах, контейнерах, цистернах, используемых при транспортировании отходов, специальных отличительных знаков, обозначающих определенный класс опасности отходов, вступающего в силу с 1 марта 2022 года.

2.     Савеловский межрайонный прокурор г. Москвы разъясняет

Установлены правила создания лесных питомников и их эксплуатация

Федеральным законом от 02.07.2021 N 303-ФЗ внесены изменения в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации.

Под лесными питомниками понимаются территории, на которых расположены земельные, лесные участки с необходимой инфраструктурой, предназначенной для обеспечения выращивания саженцев, сеянцев основных лесных древесных пород.

На лесных участках, предоставленных для создания и эксплуатации лесных питомников, допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов капитального строительства и возведение некапитальных строений, сооружений, которые предназначены для обеспечения выращивания саженцев, сеянцев основных лесных древесных пород (в том числе складов для хранения семян лесных растений, теплиц и других подобных объектов) и признаются объектами лесной инфраструктуры, перечень которых утверждается Правительством РФ.

Создание лесных питомников и их эксплуатация допускаются на землях лесного фонда и землях иных категорий, если такая деятельность не противоречит их правовому режиму.

Предусматривается, что вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству, в том числе с использованием саженцев, сеянцев основных лесных древесных пород, выращенных в лесных питомниках.

До трех лет увеличен срок компенсационного лесовосстановления при условии обеспечения посадки саженцев, сеянцев основных лесных древесных пород, выращенных в лесных питомниках, и агротехнического ухода за лесными растениями основных лесных древесных пород в течение трех лет с момента посадки.

Также уточняются содержание и порядок осуществления государственного мониторинга воспроизводства лесов, государственной инвентаризации лесов, лесовосстановления и лесоразведения, в том числе, содержание федерального государственного надзора в сфере транспортировки, хранения древесины, производства продукции переработки древесины и учета сделок с ними.

Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2021 года, за исключением положений, для которых установлен иной срок вступления их в силу.

3. Савеловский межрайонный прокурор г. Москвы разъясняет

Внесены изменения в законодательство по вопросам предоставления водных объектов в пользование

Постановлением Правительства РФ от 11.06.2021 № 904 внесены изменения в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления водных объектов в пользование и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации.

Поправки внесены в Правила расчета и взимания платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.12.2006 N 764; Правила подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 N 844; Постановление Правительства РФ от 12.03.2008 N 165 "О подготовке и заключении договора водопользования".

Предусмотрены, в том числе:

сокращение срока оформления договора водопользования с 60 до 30 дней;

оптимизация процедуры согласования условий использования водных объектов с заинтересованными органами государственной власти;

уточнение, согласно которому координаты заявленной к использованию части водного объекта, примыкающей к береговой линии (границе водного объекта), определяются в системе координат, установленной для ведения ЕГРН;

корректировка положений, касающихся размера платы за пользование водным объектом.

Признаны утратившими силу отдельные положения актов Правительства РФ.

4.     Савеловский межрайонный прокурор г. Москвы разъясняет

Ужесточена ответственность за нарушение антиколлекторского законодательства

Федеральным законом от 11.06.2021 № 205-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", вступившим в законную силу с 22.06.2021, увеличен размер штрафов за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.57 КоАП РФ (совершение кредитором или лицом, действующим от его имени и (или) в его интересах, действий, направленных на возврат просроченной задолженности и нарушающих законодательство Российской Федерации о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности). Согласно новой редакции закона должностные лица организации в случае нарушения законодательства заплатят от 20 тыс. до 200 тыс. руб. (ранее - от 10 тыс. до 100 тыс. руб.), а юридические лица от 50 тыс. до 500 тыс. руб. (ранее - от 20 тыс. до 200 тыс. руб.).

Также в связи с вступлением в силу указанных изменений законодательства банки-кредиторы и их представителей можно привлечь к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.14.57 КоАП РФ за незаконные действия по возврату просроченной задолженности.

Кроме того, данным Федеральным законом отменены специальные составы административных правонарушений для микрофинансовых организаций и ломбардов, для которых ранее были предусмотрены наказания с меньшими штрафами за нарушения при возврате долгов. Теперь же их можно наказать по общей норме ч.1 ст.14.57 КоАП РФ.

5. Савеловский межрайонный прокурор г. Москвы разъясняет

Внесены изменения в законодательство в части уплаты ресурсоснабжающей организацией штрафа за завышение коммунальных платежей

Федеральным законом от 11.06.2021 № 214-ФЗ внесены изменения в статью 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства", согласно которым собственнику любого вида жилого или нежилого помещения (ранее указанная норма не распространялись на собственников частных жилых домов) ресурсоснабжающая организация должна уплатить штраф за завышение коммунальных платежей в размере 50% от суммы превышения.

Согласно новой редакции закона лицо, предоставляющее коммунальные услуги, при нарушении порядка расчета платы за коммунальные услуги, повлекшем необоснованное увеличение размера такой платы, обязано уплатить собственнику нежилого помещения в многоквартирном доме, или собственнику жилого помещения, или нанимателю жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда штраф в размере пятидесяти процентов величины превышения начисленной платы за коммунальные услуги над размером платы, которую надлежало начислить, за исключением случаев, если такое нарушение произошло по вине собственника нежилого помещения в многоквартирном доме, или собственника жилого помещения, или нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда или было устранено до обращения и (или) до оплаты указанными лицами. При поступлении обращения собственника нежилого помещения в многоквартирном доме, или собственника жилого помещения, или нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда с заявлением в письменной форме о выплате штрафа лицо, предоставляющее коммунальные услуги, не позднее тридцати дней со дня поступления обращения обязано провести проверку правильности начисления предъявленного к оплате размера платы за коммунальные услуги и принять одно из следующих решений:

1) о выявлении нарушения и выплате штрафа;

2) об отсутствии нарушения и отказе в выплате штрафа.

Согласно ч. 7 ст.157 ЖК РФ в случае установления нарушения порядка расчета платы за коммунальные услуги лицо, предоставляющее коммунальные услуги, обеспечивает выплату штрафа не позднее двух месяцев со дня получения обращения собственника нежилого помещения в многоквартирном доме, или собственника жилого помещения, или нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда путем снижения размера платы за коммунальные услуги, а при наличии подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности - путем снижения размера задолженности по внесению платы за коммунальные услуги до уплаты штрафа в полном объеме.

6.     Савеловский межрайонный прокурор г. Москвы разъясняет

Внесены изменения в Федеральный закон «Об образовании»

Федеральным законом от 26.05.2021 № 144-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (вступает в силу с 01.09.2021) устанавливается, что федеральные государственные образовательные стандарты общего образования разрабатываются по уровням образования, федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования разрабатываются по уровням образования либо по профессиям, специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования или укрупнённым группам профессий, специальностей и направлений подготовки, а также по областям и видам профессиональной деятельности, утверждаемым в соответствии с трудовым законодательством.

Федеральным законом регулируются вопросы разработки образовательных программ.

В частности, образовательные программы высшего образования в части профессиональных компетенций разрабатываются организациями, осуществляющими образовательную деятельность, на основе профессиональных стандартов (при наличии) и могут включать в себя компетенции, отнесённые к одной или нескольким специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования или к укрупнённым группам специальностей и направлений подготовки, а также к области (областям) и виду (видам) профессиональной деятельности, в том числе с учётом возможности одновременного получения обучающимися нескольких квалификаций; предусматривается, что порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ устанавливается Правительством Российской Федерации.

Также устанавливается, что с 1 сентября 2023 года организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования, реализуемым на базе основного общего образования или интегрированным с образовательными программами основного общего и среднего общего образования, при освоении учебных предметов, курсов, дисциплин основного и (или) среднего общего образования выбирают учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

7. Савеловский межрайонный прокурор г. Москвы разъясняет

Внесены изменения в порядок выплаты пособия при постановке на учет в ранние сроки беременности

Федеральным законом от 26.05.2021 № 151-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 26.05.2021 № 151-ФЗ) изменен порядок выплаты пособия при постановке на учет в ранние сроки беременности.

Федеральным законом от 26.05.2021 № 151-ФЗ определено, что ежемесячное пособие женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, назначается Пенсионным фондом Российской Федерации при условии наличия у такой женщины беременности сроком не менее двенадцати недель и выплачивается: за период начиная с месяца постановки ее на учет в медицинской организации, но не ранее наступления шести недель беременности, до месяца родов, прерывания беременности - в случае ее обращения за указанным пособием в течение тридцати дней со дня постановки на учет в медицинской организации; за период начиная с месяца ее обращения за назначением указанного пособия, но не ранее наступления шести недель беременности, до месяца родов, прерывания беременности - в случае ее обращения за указанным пособием по истечении тридцати дней со дня постановки на учет в медицинской организации.

Федеральный закон от 26.05.2021 № 151-ФЗ уточняет размер ежемесячного пособия женщине, вставшей на учет в медицинской организации в рани сроки беременности - 50 процентов величины прожиточного минимума. Назначение и выплата пособия, выплачиваемые Пенсионным фондом Российской Федерации осуществляются независимо от трудоустройства женщины.

Кроме того, Федеральным законом от 26.05.2021 № 151-ФЗ введено ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет в размере 50 % величины прожиточного минимума для детей. Получать такое пособие сможет единственный родитель ребенка или родитель (иной законный представитель) ребенка, на которого уплачиваются алименты. При этом уточняется, что для получения пособия необходимо соблюдение условия - размер среднедушевого дохода семьи не должен превышать величину прожиточного минимума на душу населения.

8. Савеловский межрайонный прокурор г. Москвы разъясняет

Внесены изменения в законодательство о рекламе

Федеральным законом от 26.05.2021 № 150-ФЗ внесены изменения в статью 19 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе».

Согласно части 3.2 указанной статьи распространение звуковой рекламы с использованием звукотехнического оборудования, монтируемого и располагаемого на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений, не допускается.

Кроме того, частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе. Такие нарушения влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Начало действия документа – 25 августа 2021 года.

9. Савеловский межрайонный прокурор г. Москвы разъясняет

Запреты и ограничения в границах объекта культурного наследия

Действующим законодательством устанавливаются общие и специальные требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия и особый режим использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия.

В границах территории объекта культурного наследия:

1) на территории памятника или ансамбля запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия;

2) на территории достопримечательного места разрешаются работы по сохранению памятников и ансамблей, находящихся в границах территории достопримечательного места, работы, направленные на обеспечение сохранности особенностей достопримечательного места, являющихся основаниями для включения его в Реестр и подлежащих обязательному сохранению; строительство объектов капитального строительства в целях воссоздания утраченной градостроительной среды; осуществление ограниченного строительства, капитального ремонта и реконструкции объектов капитального строительства при условии сохранения особенностей достопримечательного места, являющихся основаниями для включения его в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и подлежащих обязательному сохранению;

3) на территории памятника, ансамбля или достопримечательного места разрешается ведение хозяйственной деятельности, не противоречащей требованиям обеспечения сохранности объекта культурного наследия и позволяющей обеспечить функционирование объекта культурного наследия в современных условиях (п. 1 ст. 5.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»).

Кроме того, не допускается распространение наружной рекламы на объектах культурного наследия, включенных в Реестр, а также на их территориях, за исключением территорий достопримечательных мест, кроме рекламы, содержащей исключительно информацию о проведении на объектах культурного наследия мероприятий (ст. 35.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»).

10. Савеловский межрайонный прокурор г. Москвы разъясняет

В Уголовный кодекс Российской Федерации введена новая статья «Незаконное осуществление деятельности по предоставлению потребительских кредитов (займов)»

В соответствии  с Федеральным законом от 11.06.2021 № 215-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» с 22 июня 2021 года осуществление предусмотренной Федеральным законом от 21 декабря 2013 года N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)" деятельности по предоставлению потребительских кредитов (займов), в том числе обязательства заемщика по которым обеспечены ипотекой, не содержащее признаков состава преступления, предусмотренного статьей 172 настоящего Кодекса, и совершенное в крупном размере индивидуальным предпринимателем или лицом, которое в силу своего служебного положения постоянно, временно либо по специальному полномочию исполняет возложенные на него обязанности по руководству организацией, не имеющими права на осуществление указанной деятельности и подвергнутыми административному наказанию за административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 14.56 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях образует состав преступления, предусмотренного ч.1 ст. 171.5 УК РФ.

Согласно примечанию к указанной статье УК РФ деяния, предусмотренные настоящей статьей, признаются совершенными в крупном размере, если сумма выданных потребительских кредитов (займов) превышает два миллиона двести пятьдесят тысяч рублей.

11. Савеловский межрайонный прокурор г. Москвы разъясняет

Введена уголовная ответственность за незаконную выдачу займов

Федеральным законом от 11 июня 2021 года № 215-ФЗ Уголовный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 171.5, устанавливающей ответственность за незаконное осуществление деятельности по предоставлению потребительских кредитов (займов).

Для привлечения к уголовной ответственности необходимо, чтобы займы были предоставлены индивидуальным предпринимателем или лицом, которое исполняет обязанности по руководству организацией, не имеющей права на осуществление указанной деятельности, в крупном размере, то есть на сумму, превышающую два миллиона двести пятьдесят тысяч рублей.

Кроме того, указанные лица должны быть подвергнуты административному наказанию по ч. 2 ст. 14.56 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за повторное совершение аналогичного правонарушения, не содержащего признаков уголовного деяния.

Максимальная санкция, предусмотренная данной статьей, составляет до трех лет лишения свободы.

Указанные изменения вступили в силу 22.06.2021.

12. Савеловский межрайонный прокурор г. Москвы разъясняет

Усилена административная ответственность за непринятие мер по обеспечению режима охраны посевов и мест хранения растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры

Федеральным законом от 05.04.2021 № 84-ФЗ внесены изменения в статьи 10.4, 10.5, 10.5.1 КоАП РФ.

Речь идет об увеличении размеров штрафов за следующие правонарушения: непринятие мер по обеспечению режима охраны посевов и мест хранения растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры; непринятие мер по уничтожению дикорастущих растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры; незаконное культивирование растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры.

В частности, размер штрафа за непринятие мер по обеспечению режима охраны посевов и мест хранения растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, составит от пяти тысяч до десяти тысяч рублей (ранее – от трех тысяч до четырех тысяч рублей).

13. Савеловский межрайонный прокурор г. Москвы разъясняет

С 1 июля 2021 года вступил в силу порядок формирования и ведения единого реестра видов федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля

Постановлением Правительства РФ от 02.04.2021 N 528 внесены изменения в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части создания, эксплуатации и развития единого реестра видов федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Реестр создается в целях информационного обеспечения организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, систематизации и учета сведений, обмен которыми осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, обеспечения открытости осуществления указанной деятельности контрольными (надзорными) органами. Реестр включает в себя, в том числе: информацию о контролируемых лицах (физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели); перечень критериев и индикаторов риска нарушения обязательных требований, порядок отнесения объектов государственного контроля (надзора), муниципального контроля к категориям риска; исчерпывающий перечень сведений, которые могут запрашиваться контрольным (надзорным) органом у контролируемого лица, и многое другое. Техническое обеспечение функционирования реестра осуществляет Минцифры России. Общедоступные сведения, содержащиеся в реестре, размещаются на официальном сайте реестра в сети Интернет, и доступны бесплатно.

14. Савеловский межрайонный прокурор г. Москвы разъясняет

Внесены изменения в законодательство по продаже полисов ОСАГО

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2021 № 28 операторам финансовых платформ, оказывающих услуги, связанные с обеспечением возможности заключения договоров обязательного страхования между страхователем - физическим лицом и страховщиком (далее – операторы) предоставлен доступ к автоматизированной информационной системе ОСАГО. Услуги по оформлению договоров автострахования операторы смогут оказывать после заключения соглашения об информационном обмене. В такой форме продажа полисов будет осуществляться только физическим лицам.

15. Савеловский межрайонный прокурор г. Москвы разъясняет

Утверждены Правила проведения конкурса в целях заключения соглашения об оказании государственных услуг в социальной сфере, отнесенных к полномочиям федеральных органов исполнительной власти

Постановлением Правительства РФ от 02.06.2021 N 859 утверждены Правила проведения конкурса в целях заключения соглашения об оказании государственных услуг в социальной сфере, отнесенных к полномочиям федеральных органов исполнительной власти. Так, в целях проведения конкурса уполномоченный орган размещает объявление о проведении конкурса на едином портале с учетом срока завершения подачи предложений участников конкурса, установленного пунктом 16 Правил проведения конкурса. Днем начала проведения конкурса признается 1-й рабочий день, следующий за днем завершения подачи предложений участников конкурса, установленным в объявлении о проведении конкурса. Предложения участников конкурса, признанные надлежащими, оцениваются в соответствии с критериями оценки, указанными в объявлении о проведении конкурса.

На основании результатов оценки предложений участников конкурса конкурсная комиссия осуществляет ранжирование предложений в соответствии с правилами ранжирования, установленными в объявлении о проведении конкурса, с учетом пункта 33 Правил проведения конкурса путем присвоения каждому предложению участника конкурса порядкового номера и формирования рейтинга, представленного в виде перечня участников конкурса, расположенных в порядке убывания количества баллов, полученных по результатам оценки предложений соответствующих участников конкурса.

О размещении данной информации прошу уведомить межрайонную прокуратуру письмом на официальную почту с приложением ссылок размещенных материалов.

16. Савеловский межрайонный прокурор г. Москвы разъясняет

Новеллы пенсионного законодательства

Федеральным законом от 26.05.2021 года №153-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации, касающиеся порядка назначения пенсий и социальных доплат к ним.

Так, с 01.01.2022 года в России появится новое основание для более раннего выхода на пенсию. Безработные предпенсионеры (мужчины, достигшие возраста 60 лет, а женщины – 55 лет) по предложению службы занятости населения смогут на два года раньше установленного срока выйти на пенсию. Указанным правом смогут воспользоваться граждане при наличии следующих условий:

- человек потерял работу в связи с увольнением в результате сокращения численности или штата, а также ликвидации организации;

- страховой стаж должен быть не меньше 25 (для мужчин) и 20 лет (для женщин) либо необходимый стаж работы на соответствующих видах работ.

Кроме этого, с 01.01.2022 указанным законом упрощен порядок назначения пенсий по инвалидности, сельских и страховых пенсий в целом.

Для пенсионеров, получающих повышенную на 25% фиксированную выплату к страховой пенсии в связи с тем, что они не менее 30 календарных лет проработали в сельском хозяйстве, указанное повышение к фиксированной выплате сохранится при их выезде на новое место жительства за пределы сельской местности.

Кроме того, на Пенсионный фонд будут возложены обязанности по информированию граждан, достигших возраста 45 и 40 лет (соответственно мужчины и женщины) о предполагаемом размере страховой пенсии по старости. Информирование предусматривается раз в три года, при условии, что данные лица не получают какую-либо пенсию.

17. Савеловский межрайонный прокурор г. Москвы разъясняет

Административная ответственность за оказание финансовой поддержки терроризму

В Российской Федерации создана правовая основа, направленная на противодействие террористическим проявлениям. Вместе с тем, важно отметить, что в законодательстве Российской Федерации преобладает уголовная ответственность за совершение деяний террористической направленности.

Так, Уголовный кодекс Российской Федерации содержит целый ряд составов преступлений, террористической направленности. Преобладание уголовной ответственности в данном контексте представляется весьма оправданным в силу масштабности негативных последствий терроризма.

Административное законодательство также регламентирует привлечение к ответственности за целый ряд правонарушений, которые в определенной степени связаны с террористическими проявлениями, но не имеют глобальных последствий для общества и государства.

Так, статьей 15.27.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг, если они предназначены для финансирования организации или совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 360 и 361, либо для финансирования или иного материального обеспечения лица в целях совершениям им хотя бы одного из указанных преступлений, либо для обеспечения организованной группой, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из указанных преступлений.

18. Савеловский межрайонный прокурор г. Москвы разъясняет

Пределы обжалования приговора, постановленного в особом порядке судебного разбирательства

Особый порядок судебного разбирательства состоит в том, что при наличии определенных условий суд первой инстанции не проводит в общем порядке исследование и оценку доказательств, собранных по уголовному делу.

Согласно ст. 317 УПК РФ приговор, постановленный в порядке особого судопроизводства, при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением, не может быть обжалован в апелляционном порядке в связи с несоответствием выводов суда, изложенных в приговоре, фактическим обстоятельствам уголовного дела, установленным судом первой инстанции.

Жалобы, либо представления прокурора с указанием о несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела, поступившие в суд апелляционной, кассационной или надзорной инстанций, подлежат возвращению заявителям без рассмотрения с указанием на допущенное ими нарушение требований ст. 317 УПК.

В случаях существенного нарушения уголовно-процессуального закона, неправильного применения уголовного закона и несправедливости приговора (п. п. 2 - 4 ст. 389.15 УПК РФ) закон позволяет оспаривать указанные судебные решения.

Необходимо обратить внимание на отдельные основания, позволяющие отменить или изменить приговор, постановленный судом первой инстанции при пересмотре его в порядке апелляции, которые в большинстве случаев диктуют необходимость исследования отдельных или совокупности ряда доказательств. К ним относятся:

- указанные в ч. 2 ст. 389.17 УПК РФ: непрекращение уголовного дела судом при наличии оснований, предусмотренных ст. 254 УПК РФ (п. 1); рассмотрение уголовного дела без участия защитника, если его участие является обязательным в соответствии с уголовно-процессуальным законом, или с иным нарушением права обвиняемого пользоваться помощью защитника (п. 4); нарушение права подсудимого давать показания на родном языке или языке, которым он владеет, и пользоваться помощью переводчика (п. 5);

- указанные в ч. 1 ст. 389.18 УПК РФ: нарушение требований Общей части Уголовного кодекса РФ (п. 1); применение не той статьи или не тех пункта и (или) части статьи Особенной части УК РФ, которые подлежали применению (п. 2);

- а также содержащееся в ч. 2 ст. 389.18 УПК РФ правило о том, что несправедливым является приговор, по которому было назначено наказание, не соответствующее тяжести преступления, личности осужденного, либо наказание, которое хотя и не выходит за пределы, предусмотренные соответствующей статьей Особенной части УК РФ, но по своему виду или размеру является несправедливым как вследствие чрезмерной мягкости, так и вследствие чрезмерной суровости.

Во всех этих случаях суд апелляционной инстанции вынужден именно в судебном заседании изучить материалы уголовного дела, на которые ссылаются стороны уголовного процесса.

19. Савеловский межрайонный прокурор г. Москвы разъясняет

С 22.06.2021 установлена уголовная ответственность за незаконное осуществление деятельности по предоставлению потребительских кредитов (займов)

Федеральным законом от 11.06.2021 № 215-ФЗ внесены изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации (далее – УК РФ), согласно которым введена в действие статья 171.5, предусматривающая уголовную ответственность за незаконное осуществление деятельности по предоставлению потребительских кредитов (займов).

Так, уголовно-наказуемым деянием является осуществление предусмотренной Федеральным законом от 21.12.2013                                                          № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» деятельности по предоставлению потребительских кредитов (займов), в том числе обязательства заемщика по которым обеспечены ипотекой, не содержащее признаков состава преступления, предусмотренного статьей 172 УК РФ (Незаконная банковская деятельность), и совершенное в крупном размере индивидуальным предпринимателем или лицом, которое в силу своего служебного положения постоянно, временно либо по специальному полномочию исполняет возложенные на него обязанности по руководству организацией, не имеющими права на осуществление указанной деятельности и подвергнутыми административному наказанию за административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 14.56 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Незаконное осуществление профессиональной деятельности по представлению потребительских займов).

В качестве наказания за совершение указанных действий установлен штраф в размере от 300 тыс. руб. до 1 млн. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2-х до 4-х лет, либо обязательные работы на срок до 480 часов, либо лишение свободы на срок до 3-х лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет.

Согласно примечанию к данной статье указанные деяния признаются совершенными в крупном размере, если сумма выданных потребительских кредитов (займов) превышает 2 250 000 руб.

Изменения вступили в законную силу с 22.06.2021.

20. Савеловский межрайонный прокурор г. Москвы разъясняет

Вопросы исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях

Вопросы исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях регулируются положениями главы 31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Согласно статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу в 3-х случаях:

- после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано;

- после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление;

- немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление.

Постановление по делу об административном правонарушении с момента его вступления в законную силу обязательно для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями, юридическими лицами.

Обращение постановления по делу об административном правонарушении к исполнению возлагается на судью, орган, должностное лицо, вынесших постановление (часть 1 статьи 31.3 КоАП РФ).

В силу положений части 1 статьи 31.9 КоАП РФ постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если оно не было приведено в исполнение в течение двух лет со дня его вступления в законную силу.

Вместе с тем, указанный срок:

- прерывается в случае если лицо, привлеченное к административной ответственности, уклоняется от исполнения постановления о назначении административного наказания;

- приостанавливается в случаях предоставления отсрочки или приостановления исполнения постановления;

- продлевается в случае предоставления рассрочки исполнения постановления об административном правонарушении (части 2-4 статьи 31.9 КоАП РФ).

Постановление о назначении административного наказания, по которому исполнение произведено полностью, с отметкой об исполненном административном наказании возвращается органом, должностным лицом, приводившим постановление в исполнение, судье, органу, должностному лицу, вынесшим постановление (часть 1 статьи 31.10 КоАП РФ).

21. Савеловский межрайонный прокурор г. Москвы разъясняет

Граждане Российской Федерации могут повторно получить отсрочку от призыва на военную службу

Гражданам Российской Федерации в установленном законом порядке предоставляется отсрочка от призыва на военную службу. В число оснований для предоставления отсрочки от призыва на военную службу входит и учеба.

В силу подпункта «а» пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 28.08.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане, обучающиеся по очной форме обучения:

- в образовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше сроков получения среднего профессионального образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами;

- в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию:

программам бакалавриата, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам бакалавриата;

программам специалитета, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам специалитета;

программам магистратуры, если указанные обучающиеся не имеют диплома специалиста или диплома магистра и поступили на обучение по программам магистратуры в год получения высшего образования по программам бакалавриата, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам магистратуры.

При обучении по указанным программам отсрочка предоставляется только один раз, за исключением предоставления первой отсрочки при обучении по программе бакалавриата. В этом случае можно повторно воспользоваться правом на отсрочку при обучении по программе магистратуры.

22. Савеловский межрайонный прокурор г. Москвы разъясняет

Об уголовной ответственности за создание фирм «однодневок»

Статьей 173.2 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность за незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица.

В частях 1 и 2 статьи 173.2 Уголовного кодекса Российской Федерации закреплены два самостоятельных состава преступления.

Так, предоставление документа, удостоверяющего личность, или выдача доверенности, если эти действия совершены для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о подставном лице квалифицируются по части 1 статьи 173 Уголовного кодекса Российской Федерации. Преступление признается оконченным с момента получения указанных документов лицами, которые в последующем будут их использовать для образования (создания, реорганизации) юридического лица. Указанное преступление совершается с прямым умыслом, направленно на реализацию специальной цели - внесение в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о подставном лице.

За совершение указанного преступления виновному лицу может быть назначен штраф в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года, либо обязательные работы на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительные работы на срок до двух лет.

Частью 2 статьи 173.2 Уголовного кодекса Российской Федерации закреплена уголовная ответственность за приобретение документа, удостоверяющего личность, или использование персональных данных, полученных незаконным путем, с целью внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о подставном лице. Под приобретением документа, удостоверяющего личность, понимается его получение на возмездной или безвозмездной основе, присвоение найденного или похищенного документа, удостоверяющего личность, а также завладение им путем обмана или злоупотребления доверием.

Таким образом, к уголовной ответственности по части 2 статьи 173.2 Уголовного кодекса Российской Федерации привлекается лицо, имеющее намерение образовать юридическое лицо, используя чужие документы.

Виновные лица наказываются штрафом в размере от трехсот до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

23. Савеловский межрайонный прокурор г. Москвы разъясняет

Уголовная ответственность за оскорбление участников судебного разбирательства

Статьей 297 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность за оскорбление участников судебного разбирательства.

Под оскорблением в данной статье понимаются выраженные в вербальной или демонстрационной форме действия, направленные на унижение чести и достоинства указанных лиц и тем самым подрывающие авторитет судебной власти. Оскорблением могут признаваться лишь такие действия или высказывания, которые выражены в неприличной форме.

Неуважение к суду, выразившееся в оскорблении участников судебного разбирательства, наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо арестом на срок до четырех месяцев.

То же деяние, выразившееся в оскорблении судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия, наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев.

Необходимо отметить, что к таким противоправным деяниям относятся не только действия в отношении судьи, которые проявляются в его оскорблении, но и аналогичные действия в отношении иных участников судебного разбирательства: присяжный заседатель, подсудимый, потерпевший, свидетель, истец, ответчик, третьи лица, прокурор, защитник, эксперт, специалист, переводчик и иные участники процесса.

Кроме того, оскорбление иных участников судебного разбирательства, если оно имело место вне судебного заседания и не повлияло непосредственно на ход судебного процесса, под признаки преступления, предусмотренного частью 1 статьи 297 УК РФ, не подпадает.

24. Савеловский межрайонный прокурор г. Москвы разъясняет

Правовые последствия незаконного приобретения служебного и боевого оружия физическими лицами

Правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации, регулируется Федеральным законом от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии».

Согласно статье 2 Закона об оружии, все виды оружия в зависимости от целей использования, делятся на три категории: гражданское, служебное, боевое ручное стрелковое и холодное оружие.

Порядок оборота каждого из видов оружия регламентирован статьями 6 и 13 Закона об оружии. Так, граждане вправе приобретать и иметь во владении на основании лицензии лишь гражданское огнестрельное оружие (огнестрельное оружие самообороны, охотничье огнестрельное оружие, спортивное оружие).

Право на приобретение гражданского огнестрельного оружия ограниченного поражения имеют граждане Российской Федерации, достигшие возраста 21 года, граждане Российской Федерации, не достигшие возраста 21 года, прошедшие либо проходящие военную службу, а также граждане, проходящие службу в государственных военизированных организациях и имеющие воинские звания либо специальные звания или классные чины юстиции. Право на приобретение газового оружия, огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны, спортивного оружия, охотничьего оружия, сигнального оружия, холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с национальными костюмами народов Российской Федерации или казачьей формой, имеют граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет.

Статьей 222 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена ответственность за незаконные приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов.

Согласно части 1 статьи 222 Уголовного кодекса Российской Федерации незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов (за исключением гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, его основных частей и патронов к нему, огнестрельного оружия ограниченного поражения, его основных частей и патронов к нему) влечет максимальное наказание до 4 лет лишения свободы. За те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору, предусмотрено наказание до 6 лет лишения свободы, а организованной группой - до 8 лет лишения свободы.

За незаконный сбыт гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, огнестрельного оружия ограниченного поражения, газового оружия, холодного оружия, в том числе метательного оружия, ответственность наступает по части 4 статьи 222 Уголовного кодекса Российской Федерации и влечет за собой максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до 2 лет.

Лицо, добровольно сдавшее предметы, указанные в настоящей статье, освобождается от уголовной ответственности по данной статье. Не может признаваться добровольной сдачей предметов, указанных в настоящей статье, их изъятие при задержании лица, а также при производстве следственных действий по их обнаружению и изъятию.

25. Савеловский межрайонный прокурор г. Москвы разъясняет

Ответственность за незаконные поиск и (или) изъятие археологических предметов из мест залегания

В ряде случаев поиск предметов старины в земле с использованием различного специального технического оборудования может являться незаконным и повлечь за собой ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Так, в Уголовном кодексе Российской Федерации статьей 243.2 предусмотрена уголовная ответственность за незаконные поиск и (или) изъятие археологических предметов из мест залегания.

Часть 1 указанной статьи устанавливает запрет на поиск и (или) изъятие археологических предметов из мест залегания на поверхности земли, в земле или под водой, проводимые без разрешения (открытого листа), повлекшие повреждение или уничтожение культурного слоя. За совершение данного деяния предусмотрен штраф в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительные работы на срок до одного года, либо лишение свободы на срок до двух лет.

Те же деяния, совершенные в границах территории объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия (часть 2 статьи 243.2 Уголовного кодекса Российской Федерации), а также совершенные с использованием специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин; лицом с использованием своего служебного положения; группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (часть 3 статьи 243.2 Уголовного кодекса Российской Федерации) влекут более строгое наказание, в том числе штраф в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет, либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительные работы на срок до пяти лет, либо лишение свободы на срок до шести лет.

Под специальными техническими средствами поиска в настоящей статье понимаются металлоискатели, радары, магнитные приборы и другие технические средства, позволяющие определить наличие археологических предметов в месте залегания. Под культурным слоем понимается слой в земле или под водой, содержащий следы существования человека, время возникновения которых превышает сто лет.

При отсутствии указанных последствий лицо подлежит привлечению к административной ответственности по статье 7.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей наказание за нарушение порядка ведения археологических разведок или раскопок без разрешения (открытого листа) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (открытым листом); совершение указанных действий, но повлекших по неосторожности повреждение или уничтожение объекта археологического наследия; совершение указанных действий, совершенных с использованием специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин.

Субъектами указанного правонарушения являются граждане, должностные лица, юридические лица. За совершение данного правонарушения предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа, а также конфискации не только предметов, добытых в результате раскопок, но и инструментов и оборудования, использованных для разведок или раскопок.

26. Савеловский межрайонный прокурор г. Москвы разъясняет

Ответственность за культивирование наркосодержащих растений

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» под культивированием наркосодержащих растений понимается деятельность, связанная с созданием специальных условий для посева и выращивания наркосодержащих растений, а также их посев и выращивание, совершенствование технологии выращивания, выведение новых сортов, повышение урожайности и устойчивости к неблагоприятным метеорологическим условиям.

На территории Российской Федерации законом запрещается культивирование наркосодержащих растений, кроме культивирования таких растений для использования в научных, учебных целях и в экспертной деятельности, производства используемых в медицинских целях и (или) в ветеринарии наркотических средств и психотропных веществ, а также культивирования в промышленных целях, не связанных с производством или изготовлением наркотических средств и психотропных веществ.

Перечень растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры и подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. № 934.

Среди них: голубой лотос (растение вида nymphea caerulea); грибы любого вида, содержащие псилоцибин и (или) псилоцин; кактус, содержащий мескалин (растение вида Lophophora williamsii), и другие виды кактуса, содержащие мескалин; кат (растение вида Catha edulis); кокаиновый куст (растение любого вида рода Erythroxylon); конопля (растение рода Cannabis); мак снотворный (растение вида Papaver somniferum L) и другие виды мака рода Papaver, содержащие наркотические средства; роза гавайская (растение вида Argyreia nervosa); шалфей предсказателей (растение вида Salvia divinorum); эфедра (растение рода Ephedra L).

За незаконное культивирование растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, в крупном размере лица подлежат ответственности по части 1 статьи 231 УК РФ.

Часть 2 статьи 231 УК РФ предусматривает квалифицированные виды рассматриваемого преступления – те же деяния, совершенные: группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, либо совершенные в особо крупном размере.

Крупный и особо крупный размер культивирования растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, утверждены Постановлением Правительства РФ от 27.11.2010 № 934. Так, например, крупный размер культивирования конопли может признаваться от 20 растений, а особо крупный — от 330 растений конопли.

Противоправное деяние, предусмотренное статьей 231 УК РФ, следует отграничивать от состава административного правонарушения. Так, к административной ответственности по статье 10.5.1 КоАП РФ подлежит лицо, которое незаконно культивировало растения, содержащие наркотические средства, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния. За данное правонарушение предусмотрено наказание в виде административного штрафа на граждан в размере от 3 тыс. до 5 тыс. рублей или административного ареста на срок до пятнадцати суток; на юридических лиц - от 100 тыс. до 300 тыс. рублей.

Таким образом, вид ответственности зависит от количества культивируемых наркотикосодержащих растений.

27. Савеловский межрайонный прокурор г. Москвы разъясняет

Новеллы в вопросах предоставления гостиничных услуг несовершеннолетним гражданам

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2020 № 1853 утверждены Правила предоставления гостиничных услуг несовершеннолетним гражданам.

С учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.04.2021 № 519 «О внесении изменений в Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации», с 02.04.2021 заселение в гостиницу несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста, осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность находящихся вместе с ними родителей (усыновителей, опекунов), сопровождающего лица (лиц), при условии предоставления таким сопровождающим лицом (лицами) согласия законных представителей (одного из них), а также свидетельств о рождении этих несовершеннолетних.

Заселение в гостиницу несовершеннолетних граждан, достигших 14-летнего возраста, в отсутствие нахождения рядом с ними законных представителей осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность этих несовершеннолетних, при условии предоставления согласия законных представителей (одного из них).

Таким образом, Правительством Российской Федерации исключено требование о предъявлении нотариально заверенного согласия родителей при заселении детей в гостиницу.

Теперь при заселении несовершеннолетнего в гостиницу требуется письменное согласие одного из законных представителей, составленное в свободной форме.

28. Савеловский межрайонный прокурор г. Москвы разъясняет

Внесены изменения в правила отказа от направления средств

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 26.02.2021 № 93н внесены изменения в Правила отказа от направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на формирование накопительной пенсии, утвержденные Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11.03.2016 № 100н.

С учетом изменений, внесенных указанным приказом, с 11.04.2021 женщины, отказавшиеся от использования средств материнского капитала на формирование накопительной пенсии, в течение 6 месяцев с даты направления территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации (далее – ПФР) указанным лицам информации о поступлении возвращенных средств на счет ПФР, вправе обратиться с заявлением о распоряжении по направлению или направлениям, предусмотренным Федеральным законом от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», путем обращения с заявлением одним из предусмотренных способов подачи заявления.

Указанный срок может быть продлен на 6 месяцев путем обращения с заявлением о продлении срока подачи заявления о распоряжении средствами материнского капитала. Заявление о продлении срока подачи заявления может быть подано однократно и до истечения указанного срока.

Данные изменения распространяются на женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года, женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки, а также женщин, родивших (усыновивших) первого ребенка начиная с 1 января 2020 года, которые отозвали ранее направленные средства материнского капитала на формирование накопительной пенсии.

29. Савеловский межрайонный прокурор г. Москвы разъясняет

С 01.01.2021 действуют новые Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15.12.2020 № 903н утверждены новые Правила, которые устанавливают государственные нормативные требования охраны труда при эксплуатации электроустановок.

Так, в соответствии с указанным Приказом в раздел «Охрана труда при выполнении технических мероприятий, обеспечивающих безопасность работ в электроустановках» добавили технические мероприятия во время:

— дистанционного управления с автоматизированного рабочего места (АРМ) коммутационными аппаратами и заземляющими ножами;

— подготовки рабочего места для выполнения работ под напряжением на токоведущих частях электроустановки; работы под напряжением в электроустановках до и выше 1000 В;

— работы под напряжением на воздушных линиях.

В раздел «Охрана труда при выполнении работ на воздушных линиях электропередачи» добавлена схема, по которой обеспечивается безопасность персонала при выполнении работ под напряжением на токоведущих частях.

Требования данных Правил распространяются на работодателей — юридических и физических лиц независимо от их организационно-правовых форм и работников из числа электротехнического, электротехнологического и неэлектротехнического персонала организаций, занятых техническим обслуживанием электроустановок, проводящих в них оперативные переключения, организующих и выполняющих строительные, монтажные, наладочные, ремонтные работы, испытания и измерения, в том числе работы с приборами учета электроэнергии, измерительными приборами и средствами автоматики, а также осуществляющих управление технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок потребителей.

За допуск не обученного или не аттестованного персонала к электроустановкам на работодателя может быть наложен штраф: для должностного лица — 2-4 тысячи рублей (для индивидуального предпринимателя — аналогично с возможным приостановлением деятельности на 90 суток); для предприятий – 20-40 тыс. руб. либо временное прекращение деятельности организации на срок до 90 дней.

Ранее регулирующий данные правоотношения приказ Минтруда России от 24.07.2013 № 328н признан утратившим силу

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15.12.2020 № 903н действует с 01 января 2021 года по 31 декабря 2025 года.

30. Савеловский межрайонный прокурор г. Москвы разъясняет

Принят закон, который обязывает банки объяснять заемщикам причину отказа в предоставлении ипотечных каникул

Действующее законодательство для заемщиков, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, предоставляет возможность обратиться к кредитору с требованием об изменении порядка погашения задолженности по действующему договору кредита.

Для этого в соответствии положениями Федерального закона от 01.05.2019 № 76-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа, которые заключены с заемщиком - физическим лицом в целях, не связанных с осуществлением им предпринимательской деятельности, и обязательства заемщика по которым обеспечены ипотекой, по требованию заемщика» граждане, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, могут потребовать у кредитной (некредитной) организации приостановления исполнения обязательств или уменьшения размера платежей по ипотечным жилищным кредитам (займам) на льготный срок, не превышающий шести месяцев.

В целях недопущения необоснованных отказов кредитными (некредитными) организациями Федеральным законом от 26.05.2021 № 149-ФЗ «О внесении изменения в статью 6.1-1 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)» внесены соответствующие изменения, предусматривающие обязанность кредитных (некредитных) организаций в уведомлении об отказе в изменении условий кредитного договора (договора займа) указывать также причины такого отказа.

Принятие данного закона обеспечивает правовыми гарантиями заемщиков на получение от кредитных (некредитных) организаций информации о причинах отказа в предоставлении кредитных и/или ипотечных каникул (иных случаях изменения условий кредитного договора (договора займа). В случае не обоснования причин отказа в изменении условий кредитного договора (договора займа), заемщики смогут обжаловать действия кредитной (некредитной) организации в досудебном (судебном) порядке, тем самым осуществить защиту своих прав как потребители финансовых услуг.

Изменения вступили в законную силу 06.06.2021.

О размещении данной информации прошу уведомить межрайонную прокуратуру письмом на официальную почту с приложением ссылок размещенных материалов.

                                 

Межрайонный прокурор                                                                            Д.И. Клепнев



print
rating
  Комментарии