22 апреля 2021 г.
Минимизировать
Читать далее
Заметки от прокуратуры 24.02.2021

1 "На какие выплаты возможно рассчитывать если предприятие ликвидировалось?"

При расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации, согласно 1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ, увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере не менее среднего месячного заработка в день прекращения трудового договора.

Если период трудоустройства уволенного работника больше месяца, ему полагается выплата среднего месячного заработка или его части, пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на этот месяц (ч. 2 ст. 178 ТК РФ).

В исключительных случаях по решению органа службы занятости населения работодатель обязан выплатить работнику, уволенному в связи с ликвидацией организации, либо сокращением численности или штата работников, средний месячный заработок за третий месяц со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на этот месяц, при условии, что в течение 14 рабочих дней со дня увольнения работник обратился в этот орган и не был трудоустроен в течение 2 месяцев со дня увольнения.

То есть, уволенный работник вправе обратиться в письменной форме к работодателю за выплатой среднего месячного заработка за период трудоустройства в срок не позднее 15 рабочих дней после окончания второго месяца со дня увольнения, а в случае, предусмотренном ч. 3 ст. 178 ТК РФ, - после принятия решения органом службы занятости населения, но не позднее 15 рабочих дней после окончания третьего месяца со дня увольнения. При обращении уволенного работника за указанными выплатами работодатель производит их не позднее 15 календарных дней со дня обращения.

В любом из вышеприведенных случаев все выплаты, на которые работники имеют право в связи с увольнением, должны быть произведены до завершения ликвидации организации.

Межрайонный прокурор                 Д.И. Клепнев

2 "О минимальном размере оплаты труда"

С 1 января 2021 года на территории РФ минимальный размер оплаты труда составляет 12 792 руб. Он утвержден Федеральным законом от 29.12.2020 № 473-ФЗ. МРОТ в регионах не может быть ниже федерального. В Липецкой области 21.12.2020 № 60 заключено региональное соглашение о МРОТ в Липецкой области на 2021 – 2023 годы, согласно которому региональный МРОТ в бюджетном секторе равен федеральному, т.е. 17792 рублей, во внебюджетном секторе равен 12 891 руб. (1,2 величины прожиточного минимума трудоспособного населения за II квартал предыдущего года, т.е. 10 742 руб. *1,2).

Согласно ст.133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Зарплата ниже минимального размера допустима, если работник, к примеру, трудится в режиме сокращенного рабочего времени или по совместительству, если выплачивает денежные средства по исполнительному документу.

А вот если среднедушевой доход в семье ниже прожиточного минимума и семья является малоимущей, то государством установлены льготы для таких семей.

Для самих же работников коллективный договор может устанавливать дополнительные льготы и гарантии.

Межрайонный прокурор                 Д.И. Клепнев

3 "О прохождении диспансеризации работниками старше 40 лет"

Гарантии работникам при прохождении диспансеризации установлены ст. 185_1 ТК. Причём, Федеральным законом от 31.07.2020 г. № 261-ФЗ в данную статью внесены изменения, предоставляющие с 11.08.2020 г. работникам, достигшим возраста 40 лет, право на освобождение от работы на один рабочий день один раз в год с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка.

Работник освобождается от работы для прохождения диспансеризации на основании его письменного заявления, при этом день (дни) освобождения от работы согласовывается (согласовываются) с работодателем.

Диспансеризация проводится в медицинских организациях, участвующих в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Работники обязаны предоставлять работодателю справки медицинских организаций, подтверждающие прохождение ими диспансеризации в день (дни) освобождения от работы, если это предусмотрено локальным нормативным актом

Работодателя, который не предоставит сотруднику день или дни для диспансеризации, прокуратура вправе привлечь к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ.

Межрайонный прокурор                 Д.И. Клепнев

4 "Признание отношений, возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми"

В соответствии со статьей 19.1. Трудового кодекса Российской Федерации признание отношений, возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми отношениями может осуществляться:лицом, использующим личный труд и являющимся заказчиком по указанному договору, на основании письменного заявления физического лица, являющегося исполнителем по указанному договору, и (или) не обжалованного в суд в установленном порядке предписания государственного инспектора труда об устранении нарушений трудового законодательства;

судом в случае, если физическое лицо, являющееся исполнителем по указанному договору, обратилось непосредственно в суд, или по материалам (документам), направленным государственной инспекцией труда, иными органами и лицами, обладающими необходимыми для этого полномочиями в соответствии с федеральными законами.

В случае прекращения отношений, связанных с использованием личного труда и возникших на основании гражданско-правового договора, признание этих отношений трудовыми отношениями осуществляется судом. Физическое лицо, являвшееся исполнителем по указанному договору, вправе обратиться в суд за признанием этих отношений трудовыми отношениями в порядке и в сроки, которые предусмотрены для рассмотрения индивидуальных трудовых споров.

Неустранимые сомнения при рассмотрении судом споров о признании отношений, возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми отношениями толкуются в пользу наличия трудовых отношений.

Если отношения, связанные с использованием личного труда, возникли на основании гражданско-правового договора, но впоследствии были признаны трудовыми отношениями, такие трудовые отношения между работником и работодателем считаются возникшими со дня фактического допущения физического лица, являющегося исполнителем по указанному договору, к исполнению предусмотренных указанным договором обязанностей.

Межрайонный прокурор                 Д.И. Клепнев

5 "Новые правила по охране труда"

 1 января 2021 года вступили в силу новые правила по охране труда, согласно которым работодатель обязан провести внеплановый инструктаж и внеочередную проверку знаний требований охраны труда работников.

Указанное требование должно быть выполнено независимо от срока проведения предыдущей проверки.

При этом, не прохождение работниками в установленном порядке обучения и проверки знаний и навыков в области охраны труда является безусловным основанием к отстранению от работы таких работников.

Одновременно в письме Роструда от 20.01.2021 №87-ТЗ разъясняется, что за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда предусмотрена административная ответственность по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

При установлении в ходе проведения надзорно-контрольных мероприятий фактов неисполнения работодателем установленных требований и при наличии достаточных оснований будут приниматься предусмотренные законодательством меры реагирования.

Межрайонный прокурор                 Д.И. Клепнев

6 "Должен ли работодатель оплачивать медицинский осмотр при приеме на работу?"

В силу ст. 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) медицинских осмотров работников.

Перечень работ, при поступлении на которые необходимо обязательно проводить медицинские осмотры, определен Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2020 № 302н.

Согласно вышеуказанному приказу предварительные осмотры проводятся при поступлении на работу на основании направления на медицинский осмотр.

Таким образом, работодатель, направляющий работника на медосмотр, обязан оплачивать соответствующие услуги медицинской организации самостоятельно. Оплата медицинского осмотра должна осуществляться работодателем даже в случае отрицательного результата.

Однако, в случае если направления не было и претендент самостоятельно проходил медицинский осмотр, оплачивать его работодатель не обязан.

Нарушение трудового законодательства в части уклонения от оплаты предварительного медицинского осмотра влечет административную ответственность в соответствии с ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Межрайонный прокурор                 Д.И. Клепнев

7 "О видах дисциплинарных взысканий и способах их обжалования"

В соответствии с Трудовым кодексом РФ за совершение дисциплинарного проступка работодатель имеет право применить дисциплинарные взыскания в виде замечания, выговора, увольнения.

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.

В случае несогласия с наложенным взысканием работник вправе его обжаловать в государственную инспекцию труда и (или) органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Работник может обратиться в комиссию по трудовым спорам в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

Каких-либо сроков для обращений, заявлений, жалоб граждан на нарушение их трудовых прав в федеральную инспекцию труда трудовым законодательством не установлено. Вместе с тем, в Определении Верховного Суда РФ от 28.06.2006 № 11-В06-8 указано, что предписания по трудовым спорам инспектор труда выдает с целью защиты нарушенного права работника, для которого Трудовым кодексом РФ установлен трехмесячный срок. С учетом изложенного, при обращении в инспекцию труда работник должен соблюдать установленные сроки для рассмотрения трудового спора.

Кроме того, взыскание может быть обжаловано в судебном порядке в вышеуказанный срок, а по спорам об увольнении – в течение 1 месяца со дня вручения копии приказа об увольнении или со дня выдачи трудовой книжки либо со дня предоставления работнику в связи с его увольнением сведений о трудовой деятельности у работодателя по последнему месту работы. При пропуске указанных сроков по уважительным причинам комиссия по трудовым спорам или суд могут их восстановить и разрешить спор по существу.

Исковое заявление подается в районный суд по месту нахождения работодателя, месту жительства работника либо месту исполнения трудового договора. При обращении в суд с требованиями, вытекающими из трудовых правоотношений, работники освобождаются от уплаты госпошлины и судебных расходов.

Межрайонный прокурор                 Д.И. Клепнев

8 "О гарантиях трудовой занятости инвалидов"

Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости путем установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов.

Работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников.

При этом, за нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости предусмотрена административная ответственность по ч.1 ст.5.42 КоАП РФ.

Так, неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 тысяч до 10 тысяч рублей

Трудовым кодексом Российской Федерации запрещены дискриминация в сфере труда и необоснованный отказ в заключении трудового договора.

Действующим законодательством запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора. При заключении трудового договора не допускается какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых, или косвенных преимуществ, не связанных с деловыми качествами работника, под которыми понимаются способности физического лица выполнять определенную трудовую функцию с учетом имеющихся у него профессионально-квалификационных качеств (например, наличие определенной профессии, специальности, квалификации).

Основными формами возможного проявления дискриминации при трудоустройстве инвалида являются, в частности отказ в приеме на работу на основании наличия у претендента инвалидности или предъявление работодателем при приеме на работу инвалида избыточных к нему требований, не связанных с его квалификацией и направленных на его исключение из числа претендентов на вакантную должность или работу, о чем Верховный суд Российской Федерации высказался в своем определении № 5-КГ19-71 от 22.07.2019.

Межрайонный прокурор                 Д.И. Клепнев

9 "Об удержании из заработной платы работника"

 

В силу положений статьи 137 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) удержания из заработной платы работника производятся исключительно в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами.

Существуют несколько видов удержаний из заработной платы работника: обязательные удержания, производимые в соответствии с законодательством; удержания по инициативе работника; удержания по инициативе работодателя.

К обязательным удержаниям относятся такие, как налог на доходы физических лиц, закрепленный главой 23 Налогового кодекса Российской Федерации, и удержания по исполнительным документам судебных приставов на основании требований Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Удержания по инициативе работника осуществляются при обязательном предоставлении им письменного заявления.

Работодатель вправе удерживать из заработной платы и иных доходов работника денежные суммы по своей инициативе. Это может происходить в случаях, установленных ст. 137 ТК РФ и иными федеральными законами: для возмещения неотработанного аванса, выданного работнику в счет заработной платы; для погашения неизрасходованного и своевременно не возвращенного аванса, выданного в связи со служебной командировкой или переводом на другую работу в другую местность; для возврата сумм, излишне выплаченных работнику вследствие счетных ошибок; за неотработанные дни отпуска.

При этом взыскания денежных средств с работника-должника по указанным основаниям носят для работодателя добровольный характер.

В соответствии со ст. 138 ТК РФ общий размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 20 % от заработной платы работника. Однако удержания на основании исполнительных производств могут составлять до 50 % от заработной платы.

При удержании из заработной платы по нескольким исполнительным документам за работником должно быть сохранено 50 % заработной платы.

Вместе с тем ограничения, установленные ст. 138 ТК РФ, не распространяются на удержания из заработной платы при отбывании исправительных работ, взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью другого лица, возмещении вреда лицам, понесшим ущерб в связи со смертью кормильца, и возмещении ущерба, причиненного преступлением. Размер удержаний из заработной платы в данных случаях не может превышать 70 %.

В случае нарушения работодателем трудовых прав необходимо обратиться в государственную инспекцию труда или прокуратуру, а также в установленном порядке в суд.

Межрайонный прокурор                 Д.И. Клепнев

10 "О разнице между трудовым и гражданско-правовым договором "

За последнее время участились случаи обращения граждан в прокуратуру района о невыплате причитающихся денежных средств по договорам возмездного оказания услуг, при этом граждане нередко путают понятия трудового и гражданско-правого договоров. В связи с этим возникает необходимость четкого разграничения трудового договора и смежных с ним гражданско-правовых договоров.

Согласно 56 Трудового Кодекса РФ трудовой договор-соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель:

- обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату;

а работник обязуется:

- лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

По гражданско-правовому договору, в отличие от трудового, исполняется конкретное задание (поручение, заказ и др.). Предметом такого договора служит конечный результат труда (построенное или отремонтированное здание, доставленный груз, выполненные работы).

 

Главным отличительным признаком трудового договора является зачисление работника по определенной должности или профессии в соответствии со штатным расписанием.

Следующим признаком трудового договора считается прием на работу по личному заявлению, издание приказа (распоряжения) работодателя, в котором указывается профессия или должность, размер заработной платы, дата начала работы и др., а также внесение записи о работе в трудовую книжку.

Еще один признак – порядок и форма оплаты труда.

Оплата труда работающих, зависит от трудового вклада и качества труда. При этом обычно применяются тарифные ставки и оклады и заработная плата должна выплачиваться регулярно. По гражданско-правовым договорам цена выполненной работы (услуги), порядок ее оплаты определяются, как правило, в договоре по соглашению сторон, а выдача вознаграждения производится после окончания работы и подписания акта выполненных работ.

Таким образом, для определения характера тех или иных письменных договоров (соглашений, контрактов) с гражданами, разграничения трудового договора и смежных гражданско-правовых договоров, прежде всего необходимо располагать полноценными текстами этих договоров.

Необходимо отметить, что гарантии, предусмотренные трудовым законодательством, не распространяются на гражданско-правовые отношения.

При этом, единственным способом защиты при нарушении условий гражданско–правовых договоров является обращение в суд.

Трудовые же отношения предусматривают такие способы как: возможность самозащиты работниками трудовых прав; защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами; судебная защита; а также право на обращение в трудовую инспекцию и органы прокуратуры.

Кроме того, ответственность за нарушение требований условий гражданско–правовых договоров минимальна в сравнении с трудовым договором, так как за нарушение трудового законодательства работодатель может понести как административную, так и уголовную ответственность.

Также необходимо отметить, что ч. 4 ст. 5.27 Кодекса об административных правонарушениях РФ введена административная ответственность за уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем.

Межрайонный прокурор                 Д.И. Клепнев

11 "Об оплате труда"

 

В соответствии с требованиями Конституции РФ (ч. 3 ст. 37) и Трудового кодекса РФ (ст. 15, ч. 1 ст. 56 ТК РФ) каждый работник имеет право на полную и своевременную оплату труда.

Указанное право должно во всех случаях и в обязательном порядке обеспечиваться работодателем.

При условии выполнения работником своих обязанностей в полном объёме, никакие факторы, будь то чрезвычайные обстоятельства, эпидемии и прочее, не должны препятствовать реализации этого права.

Если работодатель принял решение о переводе всего трудового коллектива или его части на дистанционную работу, то необходимо учитывать, что на таких работников также распространяются все права, предусмотренные федеральным законодательством. Несмотря на то, что особенности такой работы в Трудовом кодексе не определены, предполагается, что при тех же выполняемых обязанностях сохраняется та же оплата.

Поскольку фактически изменяется лишь место работы, и все остальные условия трудового договора продолжают действовать в прежнем виде, зарплата должна выплачиваться в размере, установленном ранее – в период работы по предусмотренному трудовым договором месту работы (с учетом всех составляющих – оклада, доплат, надбавок, премий, иных компенсационных и стимулирующих выплат).

Вместе с тем, по договоренности работника с работодателем условия оплаты труда могут быть скорректированы в дополнительном соглашении к трудовому договору, которым урегулированы условия дистанционной работы. При этом в любом случае месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за соответствующий период норму рабочего времени и выполнившего трудовые обязанности, не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Межрайонный прокурор                 Д.И. Клепнев

12 "О трудовой книжке"

Трудовая книжка установленного образца, в силу ст. 66 Трудового кодекса РФ является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2003 № 225 утверждены Правила ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечение ими работодателей, с соответствующими изменениями.

В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводе на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждении за успехи в работе. Сведения о взысканиях в трудовую книжку не вносятся, за исключением случаев, когда дисциплинарным взысканием является увольнение.

Записи в трудовую книжку о причинах прекращения трудового договора вносятся в точном соответствии с формулировками Трудового кодекса РФ или иного федерального закона.

При прекращении трудового договора с работником, осужденным в соответствии с приговором суда к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и не отбывшим наказание, в трудовую книжку вносится запись о том, на каком основании, на какой срок и какую должность он лишен права занимать (какой деятельностью лишен права заниматься).

Исправительные работы отбываются осужденным по основному месту работы, а осужденным, не имеющим основного места работы, в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно - исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного.

В трудовые книжки лиц, отбывших наказание в виде исправительных работ, вносится по месту работы запись о том, что время работы в этот период не засчитывается в непрерывный трудовой стаж. Указанная запись вносится в трудовые книжки по окончании фактического срока отбытия наказания.

При восстановлении в установленном порядке непрерывного трудового стража в трудовую книжку работника вносится по последнему месту работы запись о восстановлении непрерывного трудового стажа с указанием соответствующего документа.

Сведения о работе по совместительстве (об увольнении с этой работы) по желанию работника вносятся по месту основной работы в трудовую книжку на основании документа, подтверждающего работу по совместительству.

В трудовую книжку вносятся также сведения о награждении (поощрении) за трудовые заслуги. При этом записи о премиях, предусмотренных системой оплаты труда или выплачиваемых на регулярной основе, в трудовые книжки не вносятся.

Межрайонный прокурор                 Д.И. Клепнев

13 "Об ответственности за жестокое обращение с детьми"

Дети являются самыми незащищёнными от проявления любых видов насилия и жестокого обращения членами общества.

Жестокое обращение с детьми (до 18 лет) в семье включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи ребенка), опекунами, приемными родителями. Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.

Ответственность за жестокое обращение с детьми Российским законодательством установлены гражданско-правовая, административная, уголовная ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком.

Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством согласно ст. 69 Семейного кодекса Российской Федерации (лишение родительских прав); ст. 73 Семейного кодекса Российской Федерации (ограничение родительских прав); ст. 77 Семейного кодекса Российской Федерации (отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью).

В случае невыполнения родителями или иными лицами их заменяющими обязанностей по содержанию, воспитанию и обучению детей, не сопряженного с жестоким обращением с ними, наступает административная ответственность, предусмотренная ст. 5.35 КоАП РФ, которое влечет наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей либо предупреждение.

За все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей — за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность. Примерами могут служить ст. 111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью); ст. 112 УК РФ (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью); ст. 113 УК РФ (причинение тяжкого вреда здоровью в состоянии аффекта); ст. 115 УК РФ (умышленное причинение легкого вреда здоровью); ст. 116 УК РФ (побои), ст.117 УК РФ (истязание); ст. 118 УК РФ (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности), ст. 125 УК РФ (оставление в опасности); ст. 124 УК РФ (неоказание помощи больному); ст. 131 УК РФ (изнасилование); ст. 132 УК РФ (насильственные действия сексуального характера); ст. 133 УК РФ (понуждение к действиям сексуального характера); ст. 134 УК РФ (половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста); ст. 135 УК РФ (развратные действия); ст. 156 УК РФ (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего); ст. 157 УК РФ (злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей); ст. 110 УК РФ (доведение до самоубийства); ст. 119 УК РФ (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью) и другие.

Межрайонный прокурор                 Д.И. Клепнев

14 "О праве ребенка на обращение за защитой своих прав"

Согласно нормам Семейного кодекса Российской Федерации каждый ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов.

Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а также органом опеки и попечительства, прокурором и судом.

Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту.

При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста 14-ти лет в суд.

Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста 10-ти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

Межрайонный прокурор                 Д.И. Клепнев

15 "О праве граждан на получение образования"

Право гражданина на образование, закрепленное в статье 43 Конституции Российской Федерации, является универсальным. В Российской Федерации гарантируется получение образования на государственном языке Российской Федерации, а также выбор языка обучения и воспитания в пределах возможностей, предоставляемых системой образования.

В России гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Государство гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Основное общее образование обязательно. Родители или иные лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

Под образованием понимается единый целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков и ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Основным законом об образовании является Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации».

Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающее возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

Начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования. Обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях образования.

Получение начального общего образования начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет.

Требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.

По согласию родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования обучающийся, достигший возраста пятнадцати лет, может оставить общеобразовательную организацию до получения основного общего образования. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с родителями несовершеннолетнего, оставившего общеобразовательную организацию до получения основного общего образования и органом местного самоуправления принимают меры по продолжению освоения им образовательной программы в иной форме обучения и с его согласия по трудоустройству.

Для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, обучение организуется на дому или в медицинских организациях.

Освоение основных образовательных программ завершается итоговой аттестацией. Лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию выдаются документы об образовании (аттестат об основном общем образовании, аттестат о среднем общем образовании).

Межрайонный прокурор                 Д.И. Клепнев

16 "В России принят закон о молодежной политике"

Принят Федеральный закон РФ от 30.12.2020 № 489-ФЗ "О молодежной политике в Российской Федерации".

Закон определяет цели, принципы, основные направления и формы реализации молодежной политики в Российской Федерации.

Молодежная политика - комплекс мер, направленных на создание условий для развития молодежи, ее самореализации в различных сферах жизнедеятельности, на гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодых граждан в целях достижения устойчивого социально-экономического развития, глобальной конкурентоспособности, национальной безопасности.

Информационное обеспечение реализации молодежной политики будет осуществляться в том числе посредством федеральной государственной автоматизированной информационной системы.

Законом к молодежи отнесены лица в возрасте от 14 до 35 лет включительно (ранее - до 30 лет), что, в частности, позволит воспользоваться мерами господдержки большему количеству молодых граждан.

Межрайонный прокурор                 Д.И. Клепнев

17 "Об особенностях привлечения несовершеннолетних к административной ответственности"

В соответствии со ст. 2.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет.

Согласно ст. 25.3 КоАП РФ защиту прав и законных интересов несовершеннолетних в производстве по делам об административных правонарушениях осуществляют их законные представители.

Законными представителями несовершеннолетнего являются его родители, усыновители, опекуны или попечители. В связи с этим они должны извещаться обо всех процессуальных действиях в отношении несовершеннолетнего, начиная с составления протокола.

Статьей 23.2 КОАП РФ рассмотрение дел об административных правонарушениях отнесено к компетенции комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав того района, где проживает несовершеннолетний.

Административное наказание может быть наложено на несовершеннолетних или их законных представителей не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а за правонарушение при длящемся правонарушении – не позднее двух месяцев со дня его обнаружения ( ч.3 ст. 29.5 КоАП РОФ).

По результатам рассмотрения протоколов в отношении несовершеннолетних лиц к ним, как правило, применяются такие виды наказания как предупреждение и штраф.

Административный арест как мера административного наказания к несовершеннолетним не применяется.

В соответствии с ч.2 ст. 32.2 КоАП РФ при отсутствии самостоятельного заработка у подростка административный штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей.

Существенная особенность административной ответственности несовершеннолетних закреплена в ст.2.3 КоАП РФ, где законодатель установил возможность Комиссии по делам несовершеннолетних, с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение, решать вопрос об освобождении его от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Межрайонный прокурор                 Д.И. Клепнев

18 "Возможно ли перечислять алименты непосредственно на счет несовершеннолетнего ребенка ?"

Согласно п.2 ст. 60 Семейного кодекса РФ по общему правилу, суммы причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей ( лиц, их заменяющих) и расходуются ими на содержание, воспитание и образование ребенка.

Порядок уплаты алиментов с перечислением средств на счет ребенка может быть установлен по заключению между родителями соглашению об уплате алиментов на содержание несовершеннолетнего или по решению суда.

При рассмотрении дела в судебном порядке, суд по требованию родителя , обязанного уплачивать алименты на несовершеннолетних детей, вправе вынести решение о перечислении не более 50 % сумм алиментов, подлежащих выплате, на счета, открытые на имя несовершеннолетних детей в банках.

Принятие судом решения об удовлетворении указанного требования возможно, в частности, в случае ненадлежащего исполнения родителем, получающим алименты, обязанности по расходованию соответствующих выплат на содержание, воспитание и образование ребенка и сохранения при таком способе исполнения решения суда уровня материального обеспечения ребенка, достаточного для его полноценного развития ( питание, образование, воспитание и т.д.). Указанная правовая позиция отражена в п.33 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 26.12.2017 № 56 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных со взысканием алиментов».

Межрайонный прокурор                 Д.И. Клепнев

19 "Об административной ответственности за ненадлежащее исполнение родительских прав"

В соответствии с Конституцией Российской Федерации детство находится под особой защитой государства.

Согласно ч. 1 ст. 63 Семейного кодекса Российской Федерации родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться об их здоровье, физическом, психическом и нравственном развитии.

За неисполнение родителями несовершеннолетних обязанностей по их содержанию и воспитанию ст. 5.35 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность. Санкция статьи предусматривает наказание в виде предупреждение или административного штрафа в размере от 100 до 500 рублей, за повторное нарушение – штрафа в размере от 4 тысяч до 5 тысяч рублей или административного ареста на срок до 5 суток.

Родители могут быть привлечены и к уголовной ответственности.

Так, статья 156 УК РФ предусматривает ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, если это деяние соединено с жестоким обращением с ним. Жестокое обращение может выражаться в систематическом унижении достоинства ребенка, издевательствах, оставлении без еды. Совершение таких действий наказывается вплоть до лишения свободы на срок до 3 лет.

Статья 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности) применяется в случае, если действия родителей, при отсутствии умысла на причинение смерти ребенку, вследствие грубой невнимательности, неосмотрительности привели к наступлению тяжких последствий в виде смерти. Деяние также наказывается лишением свободы на срок до 2 лет.

Межрайонный прокурор                 Д.И. Клепнев

20 "Ответственность за пропаганду наркотических средств и психотропных веществ в сети «Интернет»

С 10.01.2021 вступил в силу Федеральный закон от 30.12.2020 № 512-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Статья 6.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) дополнена частью 1.1, устанавливающей административную ответственность за пропаганду наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо новых потенциально опасных психоактивных веществ с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Совершение указанных виновным противоправных действий влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 5 тысяч до 30 тысяч рублей; на должностных лиц - от 50 тысяч до 100 тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 50 тысяч до 100 тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц - от 1 миллиона до 1,5 миллионов рублей либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Кроме того, в соответствии с изменениями, внесенными в КоАП РФ, усиливается ответственность за неисполнение оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обязанности по ограничению или возобновлению доступа к информации, доступ к которой должен быть ограничен или возобновлен на основании сведений, полученных от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Так, согласно ст. 13.34 КоАП РФ за совершение указанного правонарушения должностным лицам грозит штраф от 10 тысяч до 30 тысяч рублей, юридическим лицам - от 100 тысяч до 500 тысяч рублей. Ранее штраф для должностных лиц составлял от 3 тысяч до 5 тысяч рублей, а для юридических лиц - от 50 тысяч до 100 тысяч рублей.

За повторное в течение года совершение указанного правонарушения вводится административная ответственность, предусматривающая наказание в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 тысяч до 50 тысяч рублей, на юридических лиц - от 500 тысяч до 800 тысяч рублей.

Межрайонный прокурор                 Д.И. Клепнев

21 "Установлена ответственность за пропаганду наркотических средств в сети Интернет"

Статья 6.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дополнена частью 1.1, которая предусматривает административную ответственность за пропаганду наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо новых потенциально опасных психоактивных веществ с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Данное деяние влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от одного миллиона до одного миллиона пятисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Федеральный закон, внесший указанные изменения, вступил в законную силу (начал действовать) с 10.01.2021 года.

Межрайонный прокурор                 Д.И. Клепнев

22 "Ввоз и вывоз из РФ наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров юридическими лицами"

Постановлением Правительства от 21.03.2011 года № 181 утверждено Положение о ввозе в РФ и вывозе из РФ наркотических средств, психотропных веществ и их прокуроров при осуществлении внешнеторговой деятельности с государствами-членами Евросоюза.

Положение устанавливает порядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации (далее - ввоз (вывоз)) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (в том числе отдельно расфасованных и входящих в состав консолидированных грузов, диагностических, лабораторных и иных наборов), внесенных в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. N 681 (далее - перечень), при осуществлении внешнеторговой деятельности с государствами - членами Евразийского экономического союза.

Ввоз (вывоз) психотропных веществ, внесенных в список III перечня, осуществляется юридическими лицами, имеющими соответствующую лицензию на оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также на культивирование наркосодержащих растений.

Ввоз (вывоз) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, внесенных в список I перечня, допускается только для их использования в научных и учебных целях, а также в экспертной деятельности.

Ввоз (вывоз) прекурсоров, внесенных в таблицы II и III списка IV перечня, осуществляется юридическими лицами.

Для осуществления ввоза (вывоза) наркотических средств, психотропных веществ или прекурсоров юридическим лицом (далее - заявитель) должны быть получены:

а) разрешение Министерства внутренних дел Российской Федерации на право ввоза (вывоза) наркотических средств, психотропных веществ или прекурсоров;

б) сертификат Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения на право ввоза (вывоза) наркотических средств, психотропных веществ или прекурсоров, если они являются лекарственными средствами.

В случае ввоза (вывоза) наркотических средств, психотропных веществ или прекурсоров, являющихся лекарственными средствами, заявитель дополнительно представляет в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения копию сертификата качества либо иного документа, подтверждающего качество наркотического средства, психотропного вещества или прекурсора. Если планируемые к ввозу наркотические средства, психотропные вещества или прекурсоры, являющиеся лекарственными средствами, на день подачи заявления не произведены (не изготовлены), то эта копия представляется в указанную Службу в течение 10 рабочих дней со дня осуществления ввоза.

Межрайонный прокурор                 Д.И. Клепнев

23 "Уголовная ответственность за публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности РФ"

Внесены изменения в ч. 1 ст. 280.1 УК РФ, которая устанавливала уголовную ответственность за публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации.

Теперь привлечение к уголовной ответственности по данной части статьи возможно только после привлечения лица к административной ответственности за такое же деяние в течение одного года.

Более того, за данное преступление увеличен размер штрафа – он составит от 200 тыс. до 400 тыс. руб. (ранее размер штрафа составлял от 100 тыс. до 300 тыс. руб.).

Помимо этого, Уголовный кодекс дополнен ст. 280.2, которая вводит уголовную ответственность за отчуждение части территории РФ или иные действия (за исключением делимитации, демаркации, редемаркации Государственной границы РФ с сопредельными государствами), направленные на нарушение территориальной целостности страны, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных ст. 278, ст. 279 и ст. 280.1 УК РФ. За такие действия предусмотрен безальтернативный вид наказания – лишение свободы на срок от 6 до 10 лет.

Уголовные дела о совершении данного преступления отнесены к подсудности верховного суда республики, краевого или областного суду, суда города федерального значения, суда автономной области, автономного округа, окружного (флотского) военного суда для рассмотрения в составе коллегии судей.

Соответствующие поправки внесены в Уголовно-процессуальный кодекс (Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. № 425-ФЗ).

Межрайонный прокурор                 Д.И. Клепнев

24  "Органы, осуществляющие антитеррористическую деятельность"

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее – ФЗ №35) субъектами противодействия терроризму являются федеральные органы государственной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения, участвующие в пределах своей компетенции в противодействии терроризму.

К федеральным органам государственной власти, а также их территориальным органам на уровне субъектов Российской Федерации, относят специально уполномоченные органы государственной власти, включающие органы безопасности, внутренних дел, подразделения Росгвардии, Службы внешней разведки РФ, Министерства обороны РФ, Федеральной службы охраны России.

Координацию действий федеральных органов исполнительной власти, антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации, организацию их взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями в области противодействия терроризму осуществляет Национальный антитеррористический комитет.

В свою очередь, координацию деятельности территориальных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений в субъектах Российской Федерации осуществляют антитеррористические комиссии субъектов Российской Федерации.

На уровне органов местного самоуправления также создаются антитеррористические комиссии муниципальных образований. Их деятельность также направлена на противодействие терроризму. В частности, согласно ст.5.2 ФЗ №35 органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений разрабатывают и реализуют муниципальные программы в области профилактики терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.

Межрайонный прокурор                 Д.И. Клепнев

25 "Полномочия органов местного самоуправления в сфере противодействия терроризму"

Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» определяет терроризм как идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий

Согласно ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по:

а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);

б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом);

в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Согласно ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района.

В соответствии со ст.5.1 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений:

1) разрабатывают и реализуют муниципальные программы в области профилактики терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений;

2) организуют и проводят в муниципальных образованиях информационно-пропагандистские мероприятия по разъяснению сущности терроризма и его общественной опасности, а также по формированию у граждан неприятия идеологии терроризма, в том числе путем распространения информационных материалов, печатной продукции, проведения разъяснительной работы и иных мероприятий;

3) участвуют в мероприятиях по профилактике терроризма, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, организуемых федеральными органами исполнительной власти и (или) органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

4) обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.

5) направляют предложения по вопросам участия в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

6) осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.

Межрайонный прокурор                 Д.И. Клепнев

26 "Административная ответственность за нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов"

Федеральным законом от 16.12.2019 № 441-ФЗ глава 20 Кодекса об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (далее КоАП РФ) с 16 декабря 2019 г. дополнена ст. 20.35 «Нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) и объектов (территорий) религиозных организаций.

В силу ч. 1 ст. 20.35 КоАП РФ нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) либо воспрепятствование деятельности лица по осуществлению возложенной на него обязанности по выполнению или обеспечению требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, статьями 11.15.1 и 20.30 настоящего Кодекса, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа:

от 3 000 до 5 000 рублей для граждан;

от 30 тысяч до 50 тысяч рублей или дисквалификацию от полугода до трех лет для должностных лиц;

от 100 тысяч до 500 тысяч для организаций.

Помимо этого, с 1 мая 2020 г. вступила в силу ч. 2 ст. 20.35 КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) религиозных организаций либо воспрепятствование деятельности лица по осуществлению возложенной на него обязанности по выполнению или обеспечению требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) религиозных организаций, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.

Согласно ст. 28.3 КоАП РФ полномочиями на составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.35 КоАП РФ, наделены должностные лица органов внутренних дел (полиции), федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области безопасности РФ, его территориальных органов, войск национальной гвардии. В соответствии со ст. 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.35 КоАП РФ рассматриваются судами.

В настоящее время соответствующими постановлениями Правительства РФ определены требования к антитеррористической защищенности следующих объектов:

водоснабжения;

гостиниц и иных средств размещения;

здравоохранения;

культуры;

массового пребывания людей;

образования;

религиозных организаций;

сельского хозяйства;

социальной защиты населения;

спорта;

строительства и ЖКХ;

торговли;

уголовно-исполнительной системы;

ФНС и подведомственных ей организаций.

Необходимо также отметить, что КоАП РФ предусматривает ряд самостоятельных составов, устанавливающих ответственность за нарушение требований к антитеррористической защищенности для отдельных категорий объектов: ст. 11.15.1 «Нарушение требований в области транспортной безопасности», ст. 20.30 «Нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса».

Межрайонный прокурор                 Д.И. Клепнев

27 "Изменения законодательства о противодействии коррупции"

С 01.01.2021 цифровая валюта признается имуществом, подлежащим декларированию чиновниками. Такие изменения установлены ч.10 ст.8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Указанные изменения законодательства обусловлены принятием Федерального закона от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В развитие указанных норм издан Указ Президента Российской Федерации от 10.12.2020 № 778 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которому в период с 01.01.2021 по 30.06.2021 федеральные государственные служащие, на которых не возложена обязанность предоставлять сведения о доходах, расходах об имуществе и обязательствах имущественного характера (сведения о доходах), предоставят представителя нанимателя уведомление о принадлежащих им, их супругам и несовершеннолетним детям цифровых финансовых активах, цифровых правах, включающих одновременно цифровые финансовые активы и иные цифровые права, утилитарных цифровых правах и цифровой валюте (при их наличии).

Эта же обязанность распространяется на лиц, претендующих на замещение должностей федеральной государственной службы. Вместе со справкой о доходах они будут информировать потенциального нанимателя о наличии по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу подачи документов для замещения соответствующей должности, о наличии цифровой валюты.

Для чиновников, которые ежегодно отчитываются о доходах, Указом внесены изменения в форму справки. Государственные служащие, включенные в соответствующие перечни, также будут декларировать цифровые активы.

Изменения в указанной части вступают в законную силу с 01.07.2021.

Межрайонный прокурор                 Д.И. Клепнев

28 "Что такое взятка?"

Передача и получение взятки в российском законодательстве являются противозаконными и ответственность за указанные действия предусмотрена Уголовным кодексом Российской Федерации (ст. 290, 291 УК РФ).

Взяточничество является наиболее распространенным проявлением коррупции.

Общественная опасность заключается в дезорганизации работы государственных органов, нарушении равенства прав и свобод человека.

Под взяткой понимается получение должностным лицом вознаграждения в виде денежных средств, ценностей, материальных благ, иного имущества или же оказания услуг, за совершение действий или же отказ от их совершения (бездействие) в пользу лица, предоставляющего такое вознаграждение. Совершаемое за это вознаграждение действие (бездействие) должно входить в компетенцию должностного лица, либо он должен иметь возможность влиять на принятие решения по вопросу с которым к нему обратился взяткодатель.

Взяткой могут считаться не только деньги, ценные бумаги и объекты недвижимости, а также и изделия из драгоценных металлов, продукты питания, видеотехника, бытовые приборы, оплата лечения, строительных или ремонтных работ, оплата развлечений, предоставляемые безвозмездно или по заниженной стоимости.

В зависимости от размера взятки и иных обстоятельств получение (дача) взятки может наказываться лишением свободы на срок до пятнадцати лет, что определяет отнесение особо квалифицированных составов данных преступлений к числу особо тяжких уголовно наказуемых деяний.

Уголовная ответственность за дачу взятки наступает с 16 лет.

Взятка нередко дается через посредников. Посредничество во взятке также является уголовно-наказуемым деянием (ст. 291.1 УК РФ).

В случае склонения к даче взятки необходимо незамедлительно обратиться в дежурную часть органа внутренних дел, следственный комитет или в прокуратуру.

Межрайонный прокурор                 Д.И. Клепнев

29 "О мерах по предупреждению коррупции в организациях"

Обязанность организаций принимать меры по предупреждению коррупции предусмотрена ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ ( ред. от 24.04.2020 ) «О противодействии коррупции».

Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации , могут включать :

определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;

сотрудничество организации с правоохранительными органами;

разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;

предотвращение и урегулирование конфликта интересов;

недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

В рамках указанных требований закона в организациях разрабатываются и утверждаются антикоррупционные документы, в т.ч. положение о комиссии по противодействию коррупции, кодекс этики и служебного поведения работников, положение по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в организации, план мероприятий, направленных на профилактику, предотвращение и выявление коррупции.

Кроме того, положения о противодействии коррупции могут включаться также в трудовые договоры с сотрудниками и в договоры ,связанные с осуществлением хозяйственной деятельности организации.

Специальные обязанности в связи с предупреждением и противодействием коррупции могут устанавливаться для определенной категории лиц, работающих в организации, в т.ч. руководства организации; лиц, ответственных за реализацию антикоррупционной политики; работниками, чья деятельность связана с коррупционными рисками; лиц, осуществляющих внутренний контроль и аудит и т.д.

При условии закрепления обязанностей работника в связи с предупреждением и противодействием коррупции в трудовом договоре работодатель вправе применить к работнику меры дисциплинарного взыскания, включая увольнение , при наличии оснований , предусмотренных ТК РФ, за совершение неправомерных действий, повлекших неисполнение возложенных на него трудовых обязанностей.

Межрайонный прокурор                 Д.И. Клепнев

30 "Ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового договора"

Указанные ограничения содержит статья 12 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Согласно ч. 1 указанной статьи гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), при определенных условиях:

- если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего;

- с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.

Указанная комиссия обязана рассмотреть письменное обращение гражданина о даче согласия на замещение на условиях трудового договора должности в организации и (или) на выполнение в данной организации работ (оказание данной организации услуг) на условиях гражданско-правового договора, если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, а также проинформировать гражданина о принятом решении.

Кроме того, ч. 2 указанной статьи налагает обязанность на гражданина, замещавшего должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг), сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы.

Несоблюдение указанной обязанности влечет прекращение трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).

Межрайонный прокурор                 Д.И. Клепнев

31 "Госслужащих обязали отчитываться об имеющихся у них цифровых активах"

Указом Президента РФ от 10.12.2020 № 778 установлено, что с 1 января по 30 июня 2021 г. включительно граждане, претендующие на замещение государственных должностей РФ или должностей федеральной государственной службы, а также федеральные государственные служащие, замещающие должности федеральной государственной службы, не предусмотренные перечнем должностей, утвержденным Указом Президента РФ от 18 мая 2009 г. N 557, и претендующие на замещение должностей федеральной государственной службы, предусмотренных этим перечнем, вместе с представляемыми ими сведениями должны будут представлять уведомление о принадлежащих им, их супругам и несовершеннолетним детям цифровых финансовых активах, цифровых правах, включающих одновременно цифровые финансовые активы и иные цифровые права, утилитарных цифровых правах и цифровой валюте (при их наличии).

Уведомление представляется по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу подачи документов для замещения соответствующей должности.

Федеральным государственным органам, Банку России, органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления, государственным внебюджетным фондам, а также государственным корпорациям (компаниям) рекомендовано руководствоваться настоящим Указом при реализации полномочий, касающихся определения порядка представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Настоящий Указ вступает в силу с 1 января 2021 г., за исключением соответствующих изменений, вносимых в форму справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденную Указом Президента РФ от 23 июня 2014 г. № 460, вступающих в силу с 1 июля 2021 г.

Межрайонный прокурор                 Д.И. Клепнев

32 "С 01.02.2021 изменен порядок опубликования и вступления в силу нормативно-правовых актов, содержащих обязательные требования"

Частью 1 ст. 1 Федерального закона от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» (далее – Закон № 247-ФЗ) установлено, что обязательные требования представляют собой содержащиеся в нормативных правовых актах требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.

С 01.02.2021 вступили в силу нормы ч. 1 ст. 3 Закона № 247-ФЗ, согласно которым положения нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, должны вступать в силу либо с 1 марта, либо с 1 сентября соответствующего года, но не ранее чем по истечении девяноста дней после дня официального опубликования соответствующего нормативного правового акта, если иное не установлено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

При этом указанные положения не применяются в отношении нормативных правовых актов, подлежащих принятию в целях:

- предупреждения террористических актов и ликвидации их последствий;

- предупреждения угрозы обороне страны и безопасности государства, при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части, а также нормативных правовых актов, направленных на недопущение возникновения чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в частности эпидемий, эпизоотий, техногенных аварий и катастроф.

В соответствии с ч.ч. 4, 5 ст. 3 Закона № 247-ФЗ нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти или уполномоченной организации, содержащим обязательные требования, должен предусматриваться срок его действия, который не может превышать шесть лет со дня его вступления в силу, за исключением случаев, установленных федеральным законом или принятым в соответствии с ним нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации.

По результатам оценки применения обязательных требований может быть принято решение о продлении установленного нормативным правовым актом, содержащим обязательные требования, срока его действия не более чем на шесть лет.

Согласно ч.ч. 7, 8 ст. 3 Закона № 247-ФЗ в случае действия противоречащих друг другу обязательных требований в отношении одного и того же объекта и предмета регулирования, установленных нормативными правовыми актами разной юридической силы, подлежат применению обязательные требования, установленные нормативным правовым актом большей юридической силы. В случае действия противоречащих друг другу обязательных требований в отношении одного и того же объекта и предмета регулирования, установленных нормативными правовыми актами равной юридической силы, лицо считается добросовестно соблюдающим обязательные требования и не подлежит привлечению к ответственности, если оно обеспечило соблюдение одного из таких обязательных требований.

При отмене (признании утратившим силу) нормативного правового акта, которым установлено полномочие по принятию нормативного правового акта, содержащего обязательные требования, нормативные правовые акты, ранее изданные на основании отмененного (признанного утратившим силу) нормативного правового акта, не подлежат применению на территории Российской Федерации со дня отмены (признания утратившим силу) нормативного правового акта, которым было установлено полномочие по принятию такого акта, при условии, что полномочие по принятию соответствующего нормативного правового акта не было установлено иным нормативным правовым актом.

Межрайонный прокурор                 Д.И. Клепнев

33 "О некоторых вопросах разрешения споров о поручительстве"

Постановлением Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.12.2020 № 45 разъяснены некоторые вопросы разрешения споров о поручительстве.

Так, в постановлении Пленума обращено внимание на следующие аспекты правоотношений, связанных с поручительством:

поручитель не является должником в основном обязательстве, а исполняет свою собственную обязанность;исполнение обязательства поручителя может быть обеспечено неустойкой, залогом, поручительством, независимой гарантией и др.;обязанность поручителя исполняется в денежной форме даже в случае обеспечения неденежного обязательства;поручительством может обеспечиваться исполнение договорных обязательств, а также обязательств, возникших из иных оснований, например, обязательств, возникших вследствие причинения вреда, обязательств по возврату неосновательного обогащения или полученного по недействительной сделке; Поручительство может быть дано после просрочки по основному обязательству.

Письменная форма договора поручительства считается соблюденной, если письменное предложение поручителя заключить договор принято кредитором. Письменная форма договора поручительства считается также соблюденной и в том случае, когда отсутствует единый документ, подписанный сторонами, но имеются письменные документы, свидетельствующие о согласовании сторонами условий такого договора (например, путем обмена документами, в том числе электронными документами, передаваемыми по каналам связи; включение условий поручительства в основное обязательство, которые также подписаны поручителем; отметка о подтверждении кредитором принятия поручительства, сделанная на письменном документе, составленном поручителем.В постановлении Пленума также сделан ряд выводов о совместном и раздельном поручительстве.

В частности, указано, что по общему правилу должник и поручитель солидарно отвечают по имеющимся обязательствам, однако, законом или договором может быть установлена субсидиарная ответственность.

Кроме того, основное обязательство может быть обеспечено поручительством одного или нескольких лиц. Кредитор вправе требовать исполнения как от всех, так и от любого из поручителей, независимо от того, совместно или раздельно дано поручительство.

По общему правилу поручительство нескольких лиц является раздельным. О совместном поручительстве (когда поручители договорились распределять между собой последствия нарушения основного обязательства должником) свидетельствует, например, указание в договоре на совместный характер поручительства.

Также в постановлении Пленума обращено внимание на то, что поручитель вправе выдвигать требования, как и должник, например, заявлять о ничтожности сделки, из которой возникло основное обязательство.

Поручитель может заявлять возражения, которые возникают из его отношений с кредитором, например, о ничтожности договора поручительства.

Соглашения об ограничении права поручителя на возражения ничтожны.

Межрайонный прокурор                 Д.И. Клепнев

34 "Об изменениях в налоговом законодательстве"

Федеральным законом от 23.11.2020 № 373-ФЗ «О внесении изменений в главы 26.2 и 26.5 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (далее - Закон № 373-ФЗ) внесены изменения, касающиеся перехода со специального налогового режима в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - ЕНВД) на иные специальные налоговые режимы, в том числе патентную систему налогообложения (далее - ПСН).

Плательщикам ПСН также, как и плательщикам ЕНВД, предоставлено право уменьшать сумму налога, исчисленную за налоговый период, на страховые взносы (пункт 5 статьи 1 Закона № 373-ФЗ).

Расширен перечень видов деятельности, в отношении которых может применяться ПСН, в том числе теми, которые применялись в рамках ЕНВД: автостоянки, ремонт, техническое обслуживание и мойка автотранспортных средств. Субъекты РФ получат право вводить на своей территории ПСН в отношении любых видов деятельности, поименованных в ОКВЭД, устанавливать в отношении таких видов деятельности любые физические показатели для расчета налоговой базы по ПСН.

Увеличены ограничения по площади в отношении розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, и оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания, с 50 до 150 кв. м.

Кроме того, до принятия соответствующих законов субъектов Российской Федерации предусмотрен переходный период, в рамках которого налогоплательщики смогут до 31.03.2021 применять ПСН по виду деятельности розничная торговля, общепит, стоянка автомобилей и автомастерские на расчетных условиях, максимально приближенных к действующим на ЕНВД в 2020 году. Такие патенты могут быть получены индивидуальными предпринимателями, если они применяли ЕНВД по соответствующему виду предпринимательской деятельности в четвертом квартале 2020 года (пункт 1 статьи 3 Закона № 373-ФЗ).

Указанные изменения вступили в силу с 01.01.2021.

Межрайонный прокурор                 Д.И. Клепнев

35 "О деятельности частных охранных организаций"

Отношения в сфере частной детективной и охранной деятельности регулируются Законом Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации".

Положениями статьи 15.1 вышеуказанного закона установлено, что частная охранная организация может быть создана только в форме общества с ограниченной ответственностью и не может осуществлять иную деятельность, кроме охранной.

Для учредителя (участника) частной охранной организации данный вид деятельности должен быть основным.

В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 15.1 Закона N 2487-1 учредителями (участниками) частной охранной организации не могут являться физические (или) юридические лица, не соответствующие требованиям, указанным в части четвертой данной статьи.

Из анализа приведенных норм следует, что физическое лицо - учредитель (участник) охранной организации, не должно заниматься иной кроме охранных услуг, деятельности.

Согласно пункту 32 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ частная охранная деятельность подлежит лицензированию.

Частью 1 статьи 8 Закона N 99-ФЗ предусмотрено, что лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Статьей 11.2 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 2487-1) установлено, что Правительством Российской Федерации утверждается положение о лицензировании частной охранной деятельности, в котором устанавливаются порядок лицензирования данного вида деятельности и перечень лицензионных требований и условий по каждому виду охранных услуг, предусмотренных частью третьей статьи 3 настоящего Закона.

Так, в силу пункта 2(1) Положения о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2011 N 498 лицензионными требованиями и условиями являются: соответствие соискателя лицензии (лицензиата) и его учредителей (участников) требованиям статьи 15.1 Закона N 2487-1 (подпункт "б").

Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

На основании вышеизложенного, если учредитель частной охранной организации состоит в каких – либо трудовых отношениях иной организации, данный факт является нарушением лицензионным требованиям и образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

Межрайонный прокурор                 Д.И. Клепнев

36 "С 1 апреля 2021 года вводится требование о применении единой минимальной цены табачной продукции"

Федеральный закон РФ от 30.12.2020 № 504-ФЗ"О внесении изменений в статью 13 Федерального закона РФ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции"

Меры государственного воздействия на уровень цен табачной продукции, в отношении которой предусмотрено установление максимальных розничных цен, осуществляются посредством установления единой минимальной цены табачной продукции.

Единая минимальная цена представляет собой цену, ниже которой не могут быть установлены максимальные розничные цены табачной продукции, определяемые в порядке, установленном НК РФ.

Единая минимальная цена табачной продукции рассчитывается по утвержденной формуле на основе минимального значения ставки акциза на единицу потребительской упаковки (пачку) табачной продукции, ставки НДС и повышающего коэффициента.

С 01.04.2021 года применяется единая минимальная цена табачной продукции, рассчитанная на основании минимального значения ставки акциза на табачную продукцию, установленного НК РФ с 1 января 2021 года.

Табачная продукция, произведенная или ввезенная на территорию РФ до 1 апреля 2021 года, с указанной на потребительской упаковке (пачке) табачной продукции максимальной розничной ценой ниже установленной единой минимальной цены табачной продукции может быть реализована до 1 июля 2021 года.

Закон вступает в силу с 01.04.2021.

Межрайонный прокурор                 Д.И. Клепнев

37 "Требования предъявляемые к фотографии на паспорт"

Вступил в силу новый административный регламент МВД по выдаче и замене российских паспортов.

- не допускается представление фотографии гражданина с отредактированным изображением с целью улучшения внешнего вида изображаемого лица или его художественной обработки. На изображении должны быть достоверно отображены все особенности лица фотографируемого.

- нельзя использовать фотографии, сделанные в линзах, изменяющих натуральный цвет глаз. Если же человек в обычной жизни постоянно носит очки, то запечатлеть себя для паспорта в них ему разрешено при определенных условиях: можно фотографироваться только в очках без тонированных стекол, оправа не должна закрывать глаза.

Один из важных пунктов - запрет на фотографии в форменной одежде.

Согласно административному регламенту МВД фотография в паспорте гражданина РФ должна соответствовать возрасту гражданина на день подачи заявления. При этом фото может быть черно-белым или цветным.

Головной убор допускается только по религиозным убеждениям и при условии, что он не скрывает овал лица.

Административный регламент МВД России вступил в силу с 11 января 2021 года.

Межрайонный прокурор                 Д.И. Клепнев

38 "О некоторых вопросах долевого строительства"

Федеральным законом № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», предусмотрено, что в целях привлечения застройщиком денежных средств участников долевого строительства на строительство (создание) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости путем размещения таких средств на счетах эскроу все участники долевого строительства в отношении многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости вносят денежные средства в счет уплаты цены договоров участия в долевом строительстве на счета эскроу, открытые в уполномоченном банке.

Счет эскроу открывается уполномоченным банком (эскроу-агент) для учета и блокирования денежных средств, полученных банком от владельца счета - участника долевого строительства, (депонента) в счет уплаты цены договора участия в долевом строительстве в отношении многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, в целях передачи эскроу-агентом таких средств застройщику (бенефициару) в соответствии с нормами ст. 807 Гражданского кодекса Российской Феедерации.

Таким образом, если строительство (создание) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости осуществляется застройщиком за счет средств целевого кредита, участники долевого строительства вносят денежные средства в счет уплаты цены договоров участия в долевом строительстве на счета эскроу, открытые в уполномоченном банке, который предоставил такой целевой кредит.

Денежные средства на счет эскроу вносятся после регистрации договора участия в долевом строительстве.

Застройщик обязан передать участнику долевого строительства объект долевого строительства не позднее срока, который предусмотрен договором и должен быть единым для участников долевого строительства, которым застройщик обязан передать объекты долевого строительства

После получения застройщиком в установленном порядке разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости застройщик обязан передать участникам объект долевого строительства не позднее предусмотренного договором срока.

Обязательства участника долевого строительства считаются исполненными с момента уплаты в полном объеме денежных средств в соответствии с договором и подписания сторонами передаточного акта или иного документа о передаче объекта долевого строительства.

Межрайонный прокурор                 Д.И. Клепнев

39 "Дачная амнистия" продлена на 5 лет"

Федеральным законом от 08.12.2020 N 404-ФЗ внесены изменения в статью 70 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" и статью 16 Федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

До 1 марта 2026 г. будет действовать упрощенный порядок оформления прав граждан на жилые или садовые дома, построенные на земельном участке, предназначенном для ведения гражданами садоводства, для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства.

Одновременно предусматривается, что индивидуальный жилой дом или садовый дом должны соответствовать параметрам объекта ИЖС, определенным Градостроительным кодексом РФ.

Также до указанного срока продлевается упрощенный порядок направления уведомлений о строительстве объектов недвижимости, строительство которых начато до 4 августа 2018 года, т.е. до вступления в силу уведомительного порядка, и в отношении которых не было получено разрешение на строительство.

Межрайонный прокурор                 Д.И. Клепнев

40 "Определен порядок осуществления ФАС России государственного надзора в сфере рекламы"

Постановлением Правительства РФ от 16.11.2020 N 1838 утверждено Положение о государственном надзоре в сфере рекламы.

Задачами государственного надзора являются выявление, предупреждение и пресечение нарушения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, являющимися рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями, а также их руководителями, иными должностными лицами и их уполномоченными представителями требований, установленных Федеральным законом "О рекламе", иными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о рекламе.

К отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора, организацией и проведением проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных статьей 35.1 Федерального закона "О рекламе".

В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проводятся внеплановые документарные и выездные проверки, а также мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в виде наблюдения за соблюдением обязательных требований при распространении рекламы.

Предметом проверок при осуществлении государственного надзора является соблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований в процессе осуществления деятельности в сфере рекламы.

Сроки и последовательность административных процедур и административных действий при осуществлении государственного надзора, в том числе при проведении проверок соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, устанавливаются административными регламентами, утверждаемыми в установленном порядке.

При осуществлении государственного надзора специальные профилактические мероприятия, направленные на предупреждение причинения вреда, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, не проводятся.

Настоящее Постановление вступает в силу с 1 января 2021 г.

Межрайонный прокурор                 Д.И. Клепнев



print
rating
  Комментарии